Святые заступники: Брахма Нарада, Архангел Гавриил Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011)

Три вещи не возвращаются: выпущенная стрела, сказанное слово и упущенная возможность.
(Арабская пословица)

 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Святые заступники: Бодхисаттва Гуаньинь, ангел

Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.

Неоплатонизм
 
 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Религии, духовные традиции, философия
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Монас



Зарегистрирован: 14.08.2009
Сообщения: 225

СообщениеДобавлено: Пт Авг 14, 2009 9:52 pm    Неоплатонизм

Здравствуйте.
Я изучаю учение неоплатоников. Наиболее близок мне из этой философской школы Ямвлих Халкидский, автор известного богословского трактата "О египетских мистериях". Ямвлих жил в 3-4 веке новой эры и разрабатывал понятие теургии - священной обрядовости, ритуалов культа, способствующих восхождения души. Если здесь есть люди, которые активно интересуются концепциями неоплатоников, пожалуйста, пусть они выкладывают свои заключения в этой теме - в том числе и те, как данное учения соотносится с Розой Мира и в чём спорит с ней.


_________________
"... Я
целовала мраморные плиты, плакала и любила его за то, что больше никто на
земле не любит его и не молится ему -- за то, что он умер. С тех пор я
больше никому никогда уж так не молилась." (Д. Мережковский, "Воскресшие Боги").
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Сб Авг 15, 2009 12:52 am   

Монас
приветствую! Smile
Монас писал(а):
Я изучаю учение неоплатоников
не знаю, с философией не дружу. Это к Мите (Ахтырскому), но он до осени в Крыму.
Монас писал(а):
разрабатывал понятие теургии - священной обрядовости, ритуалов культа, способствующих восхождения души.
Эти вопросы, как и мистерии, волнуют здесь не только вас. Но и меня в т.ч. И особенно Лиса.
http://www.forum.rozamira.ws/viewtopic.php?p=62684&highlight=%D2%C5%D3%D0%C3%C8%DF#62684 - о теургии

брат орм писал(а):
брат орм писал(а):
Цепочка: пробуждение сознания - изменение языкового сознания - локальное преображение разговорного языка - появление преображенного литературного языка - проникновение его в разговорный большинства - изменение основного литературного.

Этой цепочке посвящена ветка http://www.forum.rozamira.ws/viewtopic.php?t=2445

Добавлено спустя 1 минуту 26 секунд:

Монас писал(а):
ритуалов культа

в этой связи интересен курс освобождения смехом
(отсюда http://www.forum.rozamira.ws/viewtopic.php?p=66413&highlight=#66413 )


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Монас



Зарегистрирован: 14.08.2009
Сообщения: 225

СообщениеДобавлено: Сб Авг 15, 2009 1:39 am   

брат орм

Благодарствую за ссылки). Они мне помогут не только информативно, но и для лучшей ориентировки на форуме, которая у меня пока, признаюсь, на нуле.
Что касается конкретно рассматриваемого вопроса, то по поводу философии я могу сказать, что с ней, похоже, произошло то же, что с другими словами, первоначальное значение которых утратилось. Таковы слова "религия"- "связь", "магия"- "наука о богопочитании"... а что они ныне означают, как не противоположное?..
Философию невозможно уничтожить, потому что она является подарком людям от Бога и фиксирует само наше стремление к свету. Можно что-то извратить, выдумать философию материалистическую, атеистическую, но всё это бесстыдно, потому что сама философия, осмысляя мир, осмысляет действия Бога и то, как нам жить согласно Богу, ибо мир без Бога невозможен. В этом смысле аспектом философии можно считать теологию - "разговоры о Боге". Ямвлих же писал о "теургии", т.е. богоделании. Имеется в виду, что одних разговоров уже недостаточно, нужны ритуалы, какие-либо действия, соединяющие нас с Богом. Помимо тех определений, на которые указывают ссылки, я могу сказать как шире, так и уже. В узком смысле теургию иногда понимают как "сакральную практику общения с Богами и высшими демонами из языческого пантеона, противопоставляемую магии - искусству подчинять своей воле низших демонов" (по памяти пишу определение из одного известного философско-религиозного словаря с сильным ортодоксально-христианским уклоном). Данное определение касается неоплатонической теургии и на самом деле представляет собой лишь один из её аспектов. В широком смысле теургия- это вообще вся обрядовость, совокупность всех молитв, ритуалов, заклинаний и т.п., используемых в религиозных целях. В этом плане любая искренняя молитва - теургия, любое таинство, совершаемое по правилам- теургия, ибо что это, как не общение с Богом? Сам же Ямвлих ( и вслед за ним император Юлиан ) понимает теургию как символическое жреческое богослужение, производимое по установленным правилам. Кем установленным? Вот здесь и суть: Ямвлих пишет, что самими Богами. Теургия, то есть священное служение, в его понимании являются не изобретением человечского ума или искусства, а законом, установленным Богами. В этом прямая параллель с христианством: все таинства, крещения, причастия и т.п., то есть божественным символы, которые как бы дарованы человеку. Теургия, таким образом, как полагает сирийский святой, способствует восхождения человека и обожению его. Теург- не кто иной, как святой. Возвысившись, постоянно общаясь с Богом, открываясь Божественному свету, теург, или святой, сам приобретает некие сверхчеловеческие качества и способен совершать чудеса. Истинный теург не считает себя виновником этих чудес, а знает, что их через него совершает Бог, пользуясь им как орудием. Более того, стремление к чудовторению - отнюдь не цель теурга, а, выражаясь современным языком, некий бонус, не столь уж важный для истинного философа, для которого самое большое чудо - в самом устройстве мира. Главное- открытие навстречу Божественному Свету, восхождение. Если же теург стремится именно совершать чудеса, то такое стремление ниспровергает весь процесс теургии и само её понятие до магизма. Стремление к совершению чудес на публику, как и излишнее любопытство к ним - искушающе, порочно и антитеургично. Оскорблением теургии является так же и приравнивание её к какой-либо магии, пусть даже особой, элитарной. Как пишет сам Ямвлих, с благом зло вступает в большее соперничество, нежели с тем, что благом не является, потому важно не ошибиться. Ошибки неизбежны при исследовании предмета со стороны, пусть даже очень детальном, на глубокое понимание может надеяться лишь тот, кто находится внутри учения, является его адептом.
О совершенном соотношении философии и теургии в учении неоплатоников лучше всего, как мне кажется, рассказал последний великий последователь этой школы - Прокл, живший в 5м веке. Он писал, что истинная философия является средством очищения души. А теургия - это окончательный этап, восхождение уже очищенной души к своему Источнику. Физический мир для неоплатоников не есть благо, а скорее последний этап эманации Блага ( Единое - Ум - Душа - физический мир ), и в этом смысле - зло, хотя, в отличие от учения гностиков, они не считали, что мир - абсолютное зло и тьма и демиург не благ. Ибо он наполнил материю прекрасными эйдосами, которые и придают ей красоту и совершенство. Тем не менее, "род мой небесный", как писали орфики, и для человека пребывание в мире есть выпадение из обители Отца, куда он стремится вернуться путём философии и богослужения.
К неоплатонической традиции (по-видимому, как раз в духе Ямвлиха) относилось и учение зверски убитой Ипатии Александрийской, известной "языческой" мученицы, позже канонизированной Церковью под именем Екатерины Александрийской.


_________________
"... Я
целовала мраморные плиты, плакала и любила его за то, что больше никто на
земле не любит его и не молится ему -- за то, что он умер. С тех пор я
больше никому никогда уж так не молилась." (Д. Мережковский, "Воскресшие Боги").
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лис



Зарегистрирован: 21.11.2008
Сообщения: 1979

СообщениеДобавлено: Сб Авг 15, 2009 7:01 am   

Монас, спасибо за интересную тему. Концепт теургии, собственно, мне особенно показалася интересным, получив свои новые смысловые нагрузки у философов серебрянного века. И тут тоже надо смотреть по каждому отдельно. Такое развитие - наолнение этого термина как творческое преображение мира через практики единения с Богом кажутся мне очень любопытными и перспективными.

Активного участия в теме не обещаю: нет компа.


_________________
и делов - то
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Skype-имя
Монас



Зарегистрирован: 14.08.2009
Сообщения: 225

СообщениеДобавлено: Сб Авг 15, 2009 10:53 am   

Лис
Эпоха открывает в термине новое содержание или переосмысляет старое... Здесь нужен герменевтический подход, потому что понятно ведь, что понимание термина всегда связано со спецификой эпохи.

Лис писал(а):
Активного участия в теме не обещаю: нет компа.


Ничего страшного, на всё воля Бога)).


_________________
"... Я
целовала мраморные плиты, плакала и любила его за то, что больше никто на
земле не любит его и не молится ему -- за то, что он умер. С тех пор я
больше никому никогда уж так не молилась." (Д. Мережковский, "Воскресшие Боги").
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Вс Авг 16, 2009 2:56 pm   

Монас писал(а):
для лучшей ориентировки на форуме, которая у меня пока, признаюсь, на нуле.

она стремится к нулю даже у тех, кто здесь с начала и вроде-бы-все-читал crazy (ум зашёл за разум)
Надеюсь, в начале осени определимся с новой рубрикацией, более точно отражающей содержание. А хорошо бы, чтобы в дальнейшем все формировалось на основе тегов.

Монас писал(а):
любая искренняя молитва - теургия

sic!
Интересная ветка об этом - http://www.forum.rozamira.ws/viewtopic.php?t=2162

Монас писал(а):
Стремление к совершению чудес на публику, как и излишнее любопытство к ним - искушающе, порочно и антитеургично. Оскорблением теургии является так же и приравнивание её к какой-либо магии, пусть даже особой, элитарной.

именно

Монас писал(а):
Физический мир для неоплатоников не есть благо, а скорее последний этап эманации Блага ( Единое - Ум - Душа - физический мир ), и в этом смысле - зло, хотя, в отличие от учения гностиков, они не считали, что мир - абсолютное зло и тьма и демиург не благ. Ибо он наполнил материю прекрасными эйдосами, которые и придают ей красоту и совершенство. Тем не менее, "род мой небесный", как писали орфики, и для человека пребывание в мире есть выпадение из обители Отца, куда он стремится вернуться путём философии и богослужения.

Монас, так неоплатоники стремятся выйти из этого мира или обожить его?

Лис писал(а):
получив свои новые смысловые нагрузки у философов серебрянного века.

А мона поподробнее, Лис?

Лис писал(а):
Активного участия в теме не обещаю: нет компа.

А хде он? horror (жуть) horror (жуть)


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ахтырский



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 6989

СообщениеДобавлено: Вт Авг 18, 2009 2:37 am   

Ну вот вернулся из Крыма )))

Неоплатонизм - прекрасная тема.

А как насчет даосов?

"Ритуал - начало смуты".

Или Августина - "люби Бога и делай, что хочешь".


_________________
War is Over
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Вт Авг 18, 2009 1:25 pm   

Ахтырский писал(а):
Ну вот вернулся из Крыма )))

С возвращением, Митя!! Есть идея собраться в последние выходные лета, обсудить структуру форума. Есть мысли?


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Монас



Зарегистрирован: 14.08.2009
Сообщения: 225

СообщениеДобавлено: Ср Авг 19, 2009 3:04 pm   

брат орм писал(а):
Монас писал(а):
любая искренняя молитва - теургия

sic!
Интересная ветка об этом - http://www.forum.rozamira.ws/viewtopic.php?t=2162


Спасибо!

брат орм писал(а):
Монас, так неоплатоники стремятся выйти из этого мира или обожить его?


Любая материя, получившая частицу божественного благодаря тому, что Мировая Душа вкладывает в неё заимствованные от Единого и Ума эйдосы, является прекрасной и не осталась непричастной Богу. Вообще, материя сама по себе- субстрат для восприятия эйдосов и не имеет блага, пока не упорядочена Мировой Душой. Материя сама по себе (неупорядоченная) - зло, небытие. Она есть иллюзия сама по себе. Существует ли физический, видимый, материальный мир тогда? С одной стороны, нет (в этом близость с буддийским взглядом) - в этом мире "всё течёт, всё изменяется" (Гераклит), поэтому он иллюзорен, не обладает истинным бытием, в отличие от мира умопостигаемого. С другой стороны, он существует реально лишь постольку, поскольу заимствовал эйдосы от Блага, а они - бытийны.
Потому неоплатоники (отвечаю на конкретный вопрос) двойственны: с одной стороны, они восхищаются красотой, чудесами мира и видимого космоса, его упорядоченностью, с другой- стремятся выйти из мира, ибо он- лишь отражение мира умопостигаемого и не конечная реальность (обожить они стараются самих себя; ср. с исихазмом, там уже христианская теургическая практика). Мир видимый- последняя ступень удаления от Блага, материя- принцип "разбрызгивания" Блага. Если Благо эманирует, изливается, переполняясь собой, то наш мир- последняя ступень этой эманации, где уже ощущается недостаток блага. Зло, таким образом, не какая-то конкретная субстанция, не чёрт с рогами, а следствие недостатка блага. Оно- в душах, в нашем отношении к миру как к конечной реальности, в следующем отсюда материализме и т.п. Правда, Ямвлих вводил концепцию дурных демонов, которые являются порождением той части материи, которая не поспевает за божественной упорядоченностью, благостью.
Всё в нашем мире- лишь отблеск мира умопостигаемого. И наше Солнце - лишь символ (инаковость) истинного Духовного Солнца - Бога.
Мировая Душа творит по самой своей природе, и произведение её- наш мир - прекрасно. Но для нас пребывание в мире, в теле - не лучшее, что можно пожелать, ибо мы отпали от Бога. Стремление души к добродетели- стремление вернуться в лоно Отца и вырваться из круга перерождений. Теургия, философия, как благие и святые дары Богов, являются средством к достижении этой блаженной цели.

Вот материал для ознакомления:


"Неоплатони́зм — идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Парадигма неоплатонизма сводится:

к диалектике платоновской триады Единое-Ум-Душа;
к концепции ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи;
к мистически-интуитивному познанию высшего;
к освобождению души человека от мате́рийной обремененности, к достижению чистой духовности с помощью аскезы и/или экстаза.
Т.о. неоплатонизм — учение об иерархически устроенном мире, порождаемом от запредельного ему первоначала; учение о «восхождении» души к своему истоку; разработка теургии (практических способов единения с Божеством).

II—III вв.
Научный период, самый характерный и имевший наибольшее значение. Период отличается спекулятивно-теоретическим характером, преимущественно реконструированием основной триады Платона. К этому периоду относится:

Римская школа; известные представители: Амелий, Аммоний Саккас, Плотин, Порфирий. Школу основывает Аммоний Саккас, который письменного изложения своего учения не оставил. С 244 ученик Аммония, продолжатель и первый систематизатор неоплатонизма Плотин продолжает деятельность в Риме. С 270 дальнейшую разработку неоплатонизма продолжает ученик Плотина Порфирий.

III—IV вв.
Богословский период, попытка объединить все существующие древние культы и обосновать умозрительное богословие политеизма. Не покидая почвы спекулятивных теорий, неоплатонизм этого периода ставит главной задачей практическую мистику, теургию и мантику; систематизирует античную мифологию, большее внимание обращая на религиозную практику; изъясняет сущность и методы пророчества, чудотворения, оракулов, мистерий, астрологии, экстатического восхождения в сверхчувственный мир. К этому периоду относятся:

Сирийская школа; известные представители: Дексипп, Сопатр, Теодор Асинский, Ямвлих. Школу основывает Ямвлих, ученик Порфирия; он впервые вводит в неоплатонизм практику теургии.
Пергамская школа; известные представители Евсевий Миндский, Евстафий Каппадокийский, Евфразий, Максим Эфесский, Приск, Саллюстий, Юлиан Отступник, Хрисанфий, Эдесий. Школу основывает Эдесий, ученик Ямвлиха.

IV—VI вв.
Схоластический, комментаторский период, попытка реставрации и систематизации учений всей древней философии. К этому периоду относятся:

Афинская школа; известные представители Гиерокл Александрийский, Дамаский, Домнин, Исидор Александрийский, Марин Неаполитанский, Плутарх Афинский, Прискиан Лидийский, Прокл Диадох, Симпликий, Сириан Александрийский. Школу основывает Плутарх Афинский.
Александрийская школа; известные представители: Аммоний Гермий, Асклепий Тралльский, Гелиодор Александрийский, Гермий Александрийский, Гипатия, Давид Анахт, Иоанн Филопон, Немезий, Олимпиодор Младший, Синезий, Стефан Византийский, Эдесия. Школу основывает Гермий Александрийский (предп.).

Концепция
Неоплатонизм представляет собой синтез:

идей Платона,
логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону,
пифагореизма и орфизма,
идей халдейских оракулов и египетской религии,
идей индуистской философии (напр. эманации духа в материю и его возвращение и слияние с Богом-Абсолютом).
«Стержень» неоплатонизма составляет разработка диалектики триады Платона: Единое-Ум-Душа. Неоплатонизм устанавливает иерархию Бытия по нисходящим ступеням. Над всем существует неизреченное, сверхсущее Единое (Благо). Оно эманирует в Ум (νόος), где происходит его дифференциация на равносущее множество идей. Ум эманирует в Душу (ψῡχή), где появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных; образуются умственный и чувственный Космос.

Первая онтологическая субстанция этой триады, Единое — непознаваема; вторая, Ум — познаваема. Отсюда в неоплатонизме вводится дополнительное учение о числах, возникшее из переработки старого пифагореизма. Посредством этого учения трактуется и определяется необходимость эманации Единого в Ум — как первое докачественное расчленение Единого, исходящее из его природы.

Ум, представленный у Платона в виде распределенных намеков, разрабатывается неоплатониками на основе учения Аристотеля о чистом космическом уме-перводвигателе и о его самосозерцании. Самосозерцающий Ум выступает одновременно и объектом, и субъектом своего мышления (мыслит самого себя в себе самом) и, таким образом, содержит в себе свою собственную умну́ю материю.

Третья онтологическая субстанция этой триады, Душа, разрабатывается на основе платоновского диалога «Тимей» и доводится до учения о космических сферах (также под влиянием как Аристотеля, так и древнего пифагореизма). Это учение дает картину действия мировой души во всем Космосе.

Таким образом, как идеалистическая философская система неоплатонизм сводится к общему учению об иерархическом строении Бытия. Неоплатонизм — универсальная логическая система, объясняющая строение Сущего и любого явления в Сущем. Конструкцию Сущего и явлений в Сущем неоплатонизм определяет постепенным «ослаблением» первой и высшей ступени в следующем нисходящем порядке: Единое, Ум, Душа, Космос, материя. Каждая из ступеней причастна «соседней» высшей и, таким образом, обще-причастна Единому (Благу). Эта причастность исходит из природы самого Единого (Блага).

Мир эманирует из Единого (Блага); вся совокупность вещей — ряд ступеней последовательно убывающего совершенства, исходящего из единой, все созидающей [божественной] первоначальной силы; мировая жизнь — возвращение созданий по тем же ступеням к Единому (Благу).

Одно из положений неоплатонизма — идея универсального Блага, то есть элиминация из идеи Божества всех антропоморфических элементов. Бог — единое, сверхмировое, сверхра́зумное, непознаваемое, неизреченное начало. Но, будучи непознаваем, Бог сам может открыться человеку в мистическом откровении. В состоянии такого экстаза душа непосредственно созерцает абсолютное и сливается с ним в одно целое. Средством к достижению такого экстаза является теургия и аскетизм.

Для учения о внутрикосмических телах неоплатонизм привлекает теории Аристотеля о субстанции и качестве, об эйдосах (сущностях вещей) и энтелехиях (действенно развивающихся принципах вещей), о потенции и энергии.

На неоплатонизм оказал существенное влияние стоицизм с его учением о тождестве мирового первоначала (огня) с внутренним я человека. Однако неоплатонизм мог возникнуть только из решительного преодоления стоического материализма, натуралистического пантеизма в стоической интерпретации наследия Платона.


Эманация
Эманация (лат. emanatio, истечение, распространение), полагающее понятие неоплатонизма — онтологический вектор перехода от высшей сферы Универсума к низшим, менее совершенным сферам; то есть распространение избыточной полноты абсолютного Бытия [за пределы собственно своего бытия].

В основе термина лежит употребительный в традиции платонизма метафорический образ истока, дающего начало реке, но неисчерпаемого; или образ Солнца, изливающего из себя лучи, но остающегося таким же светлым. В процессе эманации как ступенчатого нисхождения Абсолюта (Единого) образуется множественный мир «иного», то есть низшие уровни Бытия (нус, νόος и т. д.), а на самом низшем уровне — материя как «небытие» (меон, μείων).

В отличие от теистического представления о «сотворении мира» как акте воли личного Божества, эманация понимается как непроизвольный безличный процесс, необходимый по природе самого Сущего. Содержание эманации мыслится данным безусловно в исходной точке полностью; на различных ее этапах (ступенях) может происходить только последовательное оскудение, а затем — возврат к началу.

Т.о. эманация — следствие онтологической, энергетической и творческой избыточности Единого (Блага) как первоосновы мира; эта избыточность проявляется в непроизвольно-естественном и имеющем креационный потенциал излиянии Единого (Блага) [вовне].

Согласно неоплатонизму, соотношение между Единым и низшими уровнями Бытия управляется двумя главными принципами, фундаментальными закономерностями. Во-первых, неизменностью (неубыванием) Блага в процессе эманации и, во-вторых, возвращением творческой потенции обратно к Благу, благодаря волевому преодолению оторванности от истока. У Плотина это положение зафиксировано постулатом «восхождения к Единому» и передается термином «экстаз», у Прокла в «Первоосновах теологии» формулируется тезисом «все, первично движущее само себя, способно возвращаться к самому себе».


Сотериология
Из неоплатонического понимания эманации вытекает неоплатоническая сотериология. Т.к. эманация понимается как нисходящее движение («истечение от верховного светоча»), предполагающее обратный вектор восходящего экстаза, парадигма эманации (в отличие от парадигмы творения) снимает проблему теодицеи. Наличие зла обусловливается иерархией совершенства мироздания, вытекающей из идеи эманации семантически. Поскольку каждый последующий уровень эманации как порождение Единого отличается меньшей степенью совершенства по сравнению с предыдущим, зло есть не что иное как закономерный, естественный недостаток (в экстремуме — отсутствие) Блага.

Таким образом, избавление, очищение от зла заключается в возвращении души к своему «изначальному источнику», «когда Душа находилась в тесной связи с Умом и когда она созерцала идеи». Для этого душа, желающая возвратиться к своей «занебесной отчизне», должна пойти по пути эволюции, возникающей по той же природе, по которой возникает и инволюция.

Так как инволюция — как «сошествие», деградация, материализация Духа — логически первична по отношению к эволюции, люди, погруженные в чувственное, естественным образом идут по пути, присущему их «материальному я» (по Плотину, низшей части души) и противному их «абсолютному я» (по Плотину, верхней части души). Чем дальше они отходят от своей абсолютной природы, тем труднее им возвратиться. «Как дети, оставленные своими родителями и воспитанные чужими, не могут узнать своих отцов и, забыв свое происхождение, не могут правильно определить самих себя — так и души этих людей, далеко ушедшие от первоисточника, забывают последние основания Бытия, своего отца, себя самих, свое прошлое».

Таким людям все представляется более ценным, чем собственная душа, включая предметы, которые оказываются ниже их собственной природы. Чтобы возвратить их на истинную дорогу, есть только один путь: разъяснить им, как высоки они сравнительно с чувственными предметами, перед которыми они унижают достоинства своей души.

Душа должна вспомнить о своем подлинном истоке, о «занебесной отчизне»; но хотя это воспоминание/знание может открыться сразу, быстро, мгновенно (подобно откровению «в один прекрасный момент»), оно одно еще не может быть условием избавления от помех и искажений, условием перерождения. Это воспоминание/знание — всего лишь предел, к которому человек теперь будет стремиться, не достигая его никогда. Задача человека — преодолеть естественные свойства «нижней части души» — страсти, вожделения, пороки — и путем добродетелей, аскетизма, теургии, творчества стремиться к слиянию с Единым.

Восхождение к Единому, которое осуществляет человек, означает также метаморфозу собственной природы (трансмутацию, по терминологии герметизма). Сфера умопостигаемого не удалена из нашего непосредственного опыта, неотдельна от чувственно постигаемого. Основная задача на пути трансмутации — осознать близость Всеобщей души, Ума и Единого, научиться видеть мир не фрагментарно, но целостно, как проявление законов, универсальных всему и во всем. В сотериологическом плане это [и] означает познание своего подлинного внутреннего я, носителя бессмертного начала.


Влияние
В 529 вышел запрет императора Юстиниана на деятельность философских школ. Платонизм и неоплатонизм были преданы анафеме на двух Поместных Соборах в Византии (1076, 1351). Юстиниан запретил изучение языческой философии и распустил платоновскую Академию в Афинах, бывшую последним оплотом языческого неоплатонизма.

Однако идеи неоплатонизма не погибли вместе с крушением античного общества. Уже в конце античности неоплатонизм вступает в сложное взаимодействие с христианским, а затем с мусульманским и иудейским монотеизмом; оказывает значительное воздействие на развитие арабской философии (Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн Сина).

Христианский неоплатонизм в наиболее яркой форме проявился в Ареопагитиках, находящихся в очевидной зависимости от философии Прокла. В византийской философии идеи неоплатонизма получили большое распространение уже в период ранней патристики (IV в.) благодаря деятельности представителей т.н. каппадокийской школы — Василия Великого, Григория Назианзина и Григория Нисского, ставших на путь христианизации неоплатонизма. Большую роль в распространении идей неоплатонизма сыграл Максим Исповедник. В XI в. идеи неоплатонизма в более светской и рационалистической форме проводил Михаил Пселл.

Под влиянием неоплатонизма находился Августин Блаженный. Некоторые черты неоплатонизма можно наблюдать и у таких ортодоксальных философов католической церкви, как напр. Ансельм Кентерберийский. Пантеистический характер неоплатоническая традиция приобретает у философов шартрской школы.

От ортодоксально-католической линии резко отличается философская система Иоанна Скота Эриугены, который переводил Ареопагитики на латинский язык и широко использовал идеи неоплатонизма, впадая в прямой пантеизм. Неоплатонизм оказался главным теоретическим источником пантеизма в западной философии средневековья.

К концу средневековья сильное влияние неоплатонизма сказалось в немецкой мистике XIV—XV вв. (Мейстер Экхарт, Таулер, Сузо). Пантеистические и рационалистические тенденции неоплатонизма выявились у таких представителей философии Возрождения, как Николай Кузанский, Марсилио Фичино.

Большой шаг в сторону секуляризации неоплатонизма был сделан в итальянско-немецкой натурфилософии эпохи Возрождения (Парацельс, Кардано, Кампанелла и Бруно). О влиятельности неоплатонизма в XVII — начале XVIII вв. свидетельствует школа кембриджских платоников (Кедворт и др.). Немецкий идеализм конца XVIII — начала XIX вв. опирался на идеи неоплатонизма, особенно в лице Шеллинга, а также и Гегеля, который был первым историком философии, адекватно изложившим неоплатонизм в своей «Истории философии».

Воздействие неоплатонизма на идеализм XIX—XX вв. можно проследить прежде всего у таких русских философов, как В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, П. А. Флоренский. Неоплатонические элементы и тенденции прослеживаются и в ряде различных направлений современной буржуазной философии".

Стоит отметить, что н-зм повлиял и на "Розу Мира" Андреева ( см. главу "Логос и Мировая Женственность" ).

Для начала лучше ознакомиться непосредственно с идеями Платона. Неоплатоники относятся к его трудам как к Священному Писанию, которые они комментируют и постигают алегорически.

Ахтырский писал(а):
А как насчет даосов?

"Ритуал - начало смуты".

Или Августина - "люби Бога и делай, что хочешь".


Мне бы тоже хотелось поглубже познакомиться с даосизмом, его разрекламировала подруга, на мировоззрение которой повлияло это учение. Пишите, ибо знаете наверняка глубже меня, мои познания в этом поверхностны.
Что касается Августина, то я вообще-то недолюбливаю его: во многом на этом деятеле лежит ответственность за вечное оправдание Церкви, что бы она ни творила в веках, и за разрыв между богословием и научной деятельностью. В то же время, понимаю, что это большой ум, глубокий философ той же неоплатонической школы (переработал идеи Плотина), а хула на Божеств... он в этом не одинок, для своего времени.


_________________
"... Я
целовала мраморные плиты, плакала и любила его за то, что больше никто на
земле не любит его и не молится ему -- за то, что он умер. С тех пор я
больше никому никогда уж так не молилась." (Д. Мережковский, "Воскресшие Боги").
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Религии, духовные традиции, философия Часовой пояс: GMT + 3
 
Всё на одной странице

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий