Не раз на форумах по РМ отмечали, что иллюстрированные статьи и заметки смотрятся ярче, воспринимаются более полно. Ведь известно, что большую часть информации мы получаем именно через зрительные образы.
Поэтому вопрос об иллюстрациях к «Розе мира» периодически поднимается в среде "розамиристов". Поднимается – и откладывается, поскольку чтобы иллюстрировать произведения вестника-духовидца нужен художник-духовидец.
Но если рассмотреть ситуацию чуть уже и не замахиваться на иномирные изображения затомисов и высших иерархий, а ограничиться нашей, энрофной сферой, то некоторые иллюстрации к «Розе мира» возможно представить уже сегодня.
Для них не требуется духовидение, а лишь внимательное отношение к произведению, чувство образности да терпеливый поиск.
О каких иллюстрациях речь? Да в первую очередь о тех, которые помогают лучше понять текст. В некоторых местах Андреев прямо описывает работы художников, архитекторов, скульпторов, которые могут быть известны далеко не всякому читателю. И здесь картинка не только уместна, но и сама просится в текст.
Я приведу иллюстрации в том порядке, в котором они мне самому приходили в голову.
1. Сравнение облика Александра Благословенного со старцем Федором Кузьмичом.
Сохранился портрет во весь рост старца Фёдора Кузьмича, написанный неопытной кистью местного (кажется, тобольского) живописца. Этот документ был опубликован* . Он красноречивее любых доказательств. Он ошеломляет.
Огромный, голый, полусферический череп. Над ушами - остатки волос, совершенно белых, наполовину прикрывающих ушные раковины. Чело, на "хладный лоск" которого "рука искусства" наводила когда-то тайный гнев, теперь почти грозно. Губы, отчётливо видные между усами и редкой бородой, сжаты с невыразимой скорбью. В глазах, устремлённых на зрителя, - суровая дума и непроницаемая тайна. Горестной мудростью светят эти испепелённые черты - те самые черты, которые видели мы все столько раз на портретах императора, - именно те. Они преобразились именно в той мере и именно так, как могли бы преобразить их года и внутренний огонь подвига.
(РМ, книга 9, гл.4)
Старец Федор Кузьмич ( ? – 1864)
Император Александр I
А вот еще один портрет императора, где поворот головы такой же, как на портрете старца.
Портреты зрительно подтверждают слова Андреева, позволяют самостоятельно убедиться в сходстве этих людей.
* - Жизнеописание отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. Январь, 1906 г. Изд. Афонского русского Пантелеймонова монастыря.
Следующий эпизод тоже связан с именем Александра I.
2. Храм Духа, Души и Тела на Воробьевых горах.
На конкурсе проектов его [Александра I] поразил необыкновенный архитектурный эскиз: могучие лестницы, поднимающиеся от реки, глубокие пещерные залы - усыпальницы павших на Бородинском поле, за рядами тяжёлых колонн таящиеся в обрыве высокой прибрежной гряды; над ними, уже на гребне - просторный и торжественный храм, а ещё выше - подобно золотой вершине вознесённая в синеву великолепная ротонда с царственным куполом. Это был проект Александра Витберга - молодого, почти никому не известного, даже не питомца Академии художеств. И в императоре заговорил тот, чьё тончайшее художественное чутье, высокий вкус и эстетическая окрылённость способствовали подъёму русской архитектуры до её зенита, а столицу превратили в один из красивейших городов мира. Проект был высочайше утверждён мимо всех проектов прославленных академиков, и в 1817 году в Москве на Воробьёвых горах, при стечении пятисот тысяч человек, после торжественного молебствия с участием нескольких сот иерархов церкви, в присутствии царя, был заложен храм Тела, Души и Духа. (РМ, книга 9, гл.3)
Отмечу, правда, что названия храм Тела, Души и Духа у Витберга не было. Храм изначально назывался храмом Христа-Спасителя. Но тем не менее, такая тройственность задумана была, а изображения проекта сохранились в достаточно неплохом качестве.
(РМ, книга 9, гл.3)
Проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах Витберга
Лестница, ведущая к храму от Москвы-реки
По мысли Витберга храм должен был стать тройственным, т.е. "храм тела, храм души и храм духа, - но так как человек, пребывая тройственным, составляет одно, так и храм при всей тройственности, должен быть един". Идея тройственного храма становиться центральной в проекте Витберга…
Тройственной природе человека соответствуют, подчеркивает Витберг, и три момента жизни Христа - Рождество, Преображение и Воскресение. Витберг проектирует храм Христа Спасителя трехчастным и по вертикали. Друг над другом расположены:
- подземный храм во имя Рождества Христова, имеющий в плане параллелепипед, напоминающий гроб (здесь должны были непрерывно совершаться панихиды);
- крестообразный наземный - во имя Преображения Господня, символизирующий смешение света и тьмы в душе человека, а также сочетание добра и зла в человеческой жизни. Средний храм предполагалось украсить множеством статуй;
- круглый верхний - во имя Воскресения Христова. Высокий берег Воробьевых гор трактуется архитектором как естественное подножие грандиозного сооружения. Подземный храм предполагалось соорудить в толще берегового склона, оформив проходы в виде торжественных, обрамленных колоннадами лестниц.
Подробнее о храме см. здесь: http://www.spasi.ru/xrr/xxs.htm (иллюстрации взяты оттуда же)
и еще здесь: http://www.echo.msk.ru/att/element-655093-misc-10.jpg
3. И еще о Витберге. Андреев отмечает его особо в нескольких местах «Розы мира» и еще в своих стихах.
Великий зодчий, когда-то приступивший к сооружению храма "Тела, Души и Духа" в Москве на Воробьёвых горах, испытавший крушение своего замысла, изгнание, забвение и нищету, теперь творит высочайшее, что есть в Небесном Кремле: внутренние приделы в обители Звенты-Свентаны.
(книга 3, глава Затомисы)
Но умолкнут кругом битвы, И ясней засквозит нам Храм, что строит теперь Витберг – В запредельном Кремле храм.
(Русские боги, гл.11 Святорусские духи. Гении)
Витберг также упоминается в «Розе мира» в числе просветленных, восшедших на особенную высоту в Небесной России наряду с Лермонтовым, Пушкиным, Достоевским:
Из числа просветлённых, взошедших в Небесной России на особенную высоту, мне известно несколько имён: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Лев Толстой, Алексей Конст. Толстой, Достоевский, Аксаковы, Витберг…
(книга 3, глава Затомисы)
Уместно привести портрет этого человека:
Архитектор Александр Витберг. Его крестным отцом был император Александр Благословенный.
Светлое лицо, устремленный ввысь взгляд словно передает вдохновение, соприкосновение с высшим миром.
Добавлю от себя, что приводить в «Розе мира» портреты людей известных, чьи лица знакомы нам со школы, как то Пушкина, Толстого, Чехова нет, конечно, никакой необходимости. Но когда речь идет о человеке, известном достаточно мало, привести его портрет, пожалуй, уместно, тем более что Даниил Андреев уделяет ему особое внимание.
4. Нарышкинское барокко.
...интересно обратить внимание на один вид искусства, в памятниках которого прароссианство и христианский миф сумели ужиться рядом, как бы поделив между собой территорию и почти не смешиваясь даже механически, и вместе с тем - как это ни странно - художественно и психологически дополняя друг друга. Я говорю о некоторых школах церковного зодчества, от шатрового храма до так называемого "Нарышкинского барокко".
(книга 7, гл.2 Православие и прароссианство)
Хотя Андреев на примере храма Василия Блаженного и поясняет о чем идет речь, для более полного восприятия не хватает «картинки».
Тем более что сам термин «нарышкинское барокко» понятен, наверное, лишь узким специалистам по архитектуре и краеведению.
Церковь Покрова в Филях в стиле Нарышкинского барокко. Яркий жизнерадостный храм словно улыбается в ответ солнцу
Строгановская церковь в Нижнем Новгороде с ее знаменитой колокольней
Из той же главы:
Русский храм гармоничен, да, пока мы созерцаем его снаружи: будь то белоснежный куб с золотыми шеломами или пёстрый теремообразный цветок, изгибающийся своими деревянными или каменными лепестками и будто пребывающий в вечном веселии.
Вот те самые каменные лепестки. Это не лепнина, а настоящая резьба по камню, достаточно редкая техника.
Наличник строгановской церкви в Нижнем Новгороде.
(добавлю от себя, что видел этот храм во время экскурсии, но погода была пасмурной, и поэтому впечатление осталось немного смазанным)
5. Образ храма над излучиной реки.
С XI до XVIII века все очаги русской духовной и особенно религиозной жизни с поражающей нас последовательностью стремятся к развитию, совершенствованию и повторению одного и того же образа. Это - архитектурный ансамбль, осью которого является белый кристалл - белый собор с золотыми куполами и столпообразной колокольней, вокруг него - сонм часовенок и малых церквей, часто многоцветных, но почти всегда златоглавых; далее - палаты, службы и жилые хоромы и, наконец, кольцо могучих защитных стен с башнями. У их подножия - излучина реки.
Этот мотив возникает над Днепром в начале XI столетия, сейчас же повторяется над Волховом, а затем варианты его начинают множиться: во Пскове, Смоленске, Владимире, Переяславле, Чернигове, Ростове, Коломне, Нижнем Новгороде, Устюге, в Троице-Сергиеве, в больших и малых городах и совсем без городов, во множестве монастырей и кремлей; в следующие эпохи он достигнет своего апофеоза в Кремле Московском.
(книга 7, гл.1)
Хотя каждый из нас представляет этот образ, далеко не все были хотя бы в половине из перечисленных Андреевым русских городов. Поэтому думаю, что здесь будет вполне уместно привести наиболее яркие фотографии российских кремлей.
Новгородский кремль
Псковский кремль
Псковский кремль – вид с птичьего полета
…архитектурный ансамбль, осью которого является белый кристалл - белый собор с золотыми куполами – здесь это чувствуется особенно хорошо
Приведем и отрывок из поэмы Навна:
Навна вложила в горсть Яросвету Пригоршню белых кристаллов. И на пажитях талых, На крутогорьях они засверкали – Искры Завета, Мощной рукою то ближе, то дале Властно рассеяны... Белые кубы Гранью блистая, сосудами света Гребни холмов увенчали. … Схимники, смерды, гости и нищие Видели, как на Руси разгоралось Зарево странной зари. И повторялось, Удесятерялось, Снова и снова, От Камы до Пскова Над половодьем бесчисленных рек То отраженье Кремля Неземного В бут, – в плоть, – в век.
(Русские боги, Навна)
Церковь Покрова-на-Нерли
6. Картины Чюрлениса.
Чуть более спорной является следующая тема.
на форумах немало обсуждения и комментариев вызывал отрывок:
Живопись пейзажная, несмотря на её колоссальное значение культурное и психологическое, приобретает трансфизическое значение очень редко. Это происходит либо в тех случаях, когда художнику удаётся заразить зрителя своим ощущением миров стихиалей, сквозящих через природу Энрофа, либо же намекнуть своеобразными сочетаниями линий и красок на ландшафты какого-нибудь другого слоя. На мой личный взгляд, это удавалось, из русских художников, наиболее Рериху, а иногда - такому спорному, лучше сказать - отрицаемому, даже беспомощному художнику, как Чюрлёнис.
(книга 3, гл. 3 Средние слои Шаданакара)
На вопрос о том, какие именно картины Чюрлениса приобретают трансфизическое значение, многие отвечали каждый по своему. Некоторые возвели в ранг «розамирической классики» все творчество Чюрлениса, однако это расходится с исходной предпосылкой Андреева, написавшего «иногда».
Внесу и я свою лепту.
С моей точки зрения, на некоторых картинах Чюрлениса стихиали хорошо видны, и их не требуется выискивать, напрягая воображение. В первую очередь они касаются гор.
Правда, эта картина называется Иегова. Однако понять, использовал ли автор аллегорию, сравнив Бога Ветхого Завета с горой, или сопоставил величие горы с ветхозаветным Богом – возможности нет.
Я лично увидел здесь стихиаль того самого слоя, который Андреев называл Орлионтана.
На следующей картине в контурах снежной горы угадывается ангел, с женственными чертами.
Есть и другая группа картин.
...намекнуть своеобразными сочетаниями линий и красок на ландшафты какого-нибудь другого слоя…
Соната Весны. Анданте.
7. Фотографии самого Даниила Андреева.
В первую очередь как иллюстрация к тем местам из книги, где он описывает свои странствия на природе в Брянских лесах.
Фотографии эти, к сожалению, не слишком высокого качества, но они передают то состояние внутренней тишины и созерцательности, которое характерно для Даниила.
В такой атмосфере начинались путешествия: словами "прогулки" или "экскурсии" их называть не хочется. Это были уходы на целый день, от зари до заката, или на три-четыре дня вместе с ночевками - в леса, в блуждания по проселочным дорогам и полевым стежкам, через луга, лесничества, деревни, фермы, через медленные речные перевозы, со случайными встречами и непринуждёнными беседами, с ночлегами - то у костра над рекой, то на поляне, то в стогу, то где-нибудь на деревенском сеновале.
Андреев в окрестностях Трубчевска
Есть и еще одна фотография, где Даниил стоит среди камыша у тихой речки и задумчиво смотрит в сторону. К сожалению, эту фотографию тоже удалось найти лишь в невысоком качестве (она приводилась на обложке книги Бориса Романова), но она еще в большей степени, чем предыдущая передает ощущение.
Наконец, фото, где Андреев в компании своих товарищей отдыхает на берегу Нерусы.
8. Последний пункт будет, скорее всего, довольно спорным, так как в данном случае я лицо заинтересованное. Мое увлечение астрономией всем известно. Но тем не менее, мне кажется, что на страницах РМ были бы уместны – в небольшом количестве – фотографии наиболее выдающихся космических объектов.
Оправдывает меня в данном случае то, что Даниил Андреев тоже очень любил астрономию, и что во всей его книги присутствует своеобразная космичность.
Тот же, кто будет созерцать в рефлектор великую туманность Андромеды, увидит воочию другую галактику, не знавшую демонических вторжений никогда. Это мир, с начала до конца восходящий по ступеням возрастающих блаженств.
Данное изображение галактики Андромеды, полученное, конечно, не в телескоп-рефлектор, а в орбитальный телескоп Хаббл, впечатляет своим масштабом. В галактике Андромеды около 300 миллиардов звезд. Небольшое светлое пятно внизу – спутник, небольшая галактика, включающая тем не менее, около миллиарда звезд.
Вращение планеты вокруг оси проявляется и здесь, и, по-видимому, тогда там стояла ночь, потому что я смутно помню исполненную потрясающего великолепия светящуюся туманность, как если бы предо мной впервые раскрылось явно для зрения творящее лоно нашей вселенной. То был Астрафайр, великий центр нашей Галактики, скрытый в Энрофе от нас тёмными облаками космической материи.
Вполне возможно, читателя заинтересует, как выглядит с земли скрытый облаками космической материи Астрафайр. И здесь уместно привести одну из фотографий млечного пути в созвездии Стрельца:
* * *
Вот, вкратце, то основное, что пришло в голову.
Статья была опубликована на орге в ноябре 2010. Она вызвала довольно активное и бурное обсуждение, в ходе которого родилось некоторое количество идей.
По результатам этого обсуждения я добавил в статью ряд иллюстраций.
Качество некоторых иллюстраций оставляет желать лучшего, но это во многом проблема решаемая. К сожалению, просто перепостить статью с орга было невозможно технически, поэтому сейчас пришлось искать многие иллюстрации заново.
Некоторые фото получились разного размера. При желании можно все это доработать, но наверное тщательную доводку имеет смысл делать не на форуме, а где-нибудь на сайте.
Буду рад откликам и предложениям.
Добавлено спустя 7 минут 18 секунд:
PS. По непонятной причине после стихотворения о Витберге (Но умолкнут кругом
битвы...) в статье меняется шрифт. Наверное, какой-то косяк, но я так и не разобрался... |