|
Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.
|
| Предыдущая тема :: Следующая тема |
| Автор |
Сообщение |
Фёдор
Зарегистрирован: 25.09.2007 Сообщения: 1701
|
Добавлено: Пн Окт 26, 2009 4:32 pm Симфония "Навна" |
|
|
8 ноября, в воскресенье в 14 часов в Большом зале консерватории на открытии XXXI Международного фестиваля современной музыки «Московская Осень» состоится премьера симфонии "Навна" композитора Сергея Жукова.
Исполнители: Симфонический оркестр «Новая Россия», дирижёр Евгений Бушков.
Солисты Оксана Лесничая – сопрано, Екатерина Жукова – народный голос.
Симфония посвящена Даниилу Андрееву |
|
| К началу темы |
|
 |
a.
Зарегистрирован: 07.09.2007 Сообщения: 4222
|
Добавлено: Вт Окт 27, 2009 12:01 am |
|
|
сам-то пойдешь? _________________ "тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
|
|
| К началу темы |
|
 |
Фёдор
Зарегистрирован: 25.09.2007 Сообщения: 1701
|
Добавлено: Вт Окт 27, 2009 9:01 am |
|
|
Пойду |
|
| К началу темы |
|
 |
Е. Морошкин

Зарегистрирован: 09.09.2007 Сообщения: 146 Откуда: Москва
|
Добавлено: Пт Ноя 06, 2009 10:53 pm |
|
|
Начало концерта сдвигается на 15-00.
В аннотации к концерту сказано: «Симфония написана по прочтении книги «Роза Мира» известного поэта и историка Д. Андреева и является одной из частей большого цикла, задуманного композитором, по её мотивам. Сочинение представляет собой одночастную композицию, состоящую из четырёх разделов с прологом и эпилогом. В симфонии не следует искать прямых аналогий с текстом книги. Это всего лишь попытка прикоснуться к таинственным мирам, открывшимся автору этой грандиозной философско-мистической эпопеи.»
О замысле симфонии «Навна» композитор говорил еще лет шесть назад. Сергей Жуков – давний друг Аллы Андреевой, она меня с ним и познакомила. Образы, созвучные страницам «Розы мира» проявлялись и предшествующих крупных сочинения композитора: «Гефсиманская ночь» (концерт для виолончели с оркестром с участием хора) и в скрипичном концерте «Полет ангела». В первом случае – образы напряженно-трагические, в «Полете ангела» – светлая лирика, истонченность и бесплотность. Новая симфония написана для оркестра с участием двух солирующих голосов (без текста) – академического сопрано и народного голоса. Вероятно, в музыке ярко проявится национальная характерность, что тоже является сильной стороной ряда сочинений С. Жукова. _________________ О, сколько их на полях!
Но каждый цветёт по-своему –
В этом высший подвиг цветка!
Басё
|
|
| К началу темы |
|
 |
Е. Морошкин

Зарегистрирован: 09.09.2007 Сообщения: 146 Откуда: Москва
|
Добавлено: Пн Ноя 09, 2009 5:23 pm |
|
|
Сергей Жуков, взявшийся за столь серьезную тему – мы ведь понимаем ее серьезность – с задачей справился. Симфония, безусловно, удалась.
Некоторая неудовлетворенность осталась только от исполнения, точнее, от исполнительского состава: для этого сочинения требовался более мощный симфонический оркестр, чтобы усиленную группу ударных уравновешивали столь же расширенные группы струнных и деревянных. А сейчас ударные, вышедшие на первый план в среднем разделе симфонии, изображающем разгул инфрафизических сил, сделали этот раздел более значимым, чем это, видимо, задумано автором. Во всяком случае, эта темная кульминация впечатляет: масштабом симфонического нагнетания, насыщенностью партитуры, силой трагического пафоса.
И всё-таки на первом месте в симфонии – силы Света. Начало симфонии можно охарактеризовать как «весеннее пробуждение и произрастание» (это слова Стравинского про начало «Весны Священной»). С. Жуков мастерски умеет передавать длящееся время, постепенно его развертывать, не переходя к драматизации, а оставаясь долго в пределах созерцательности, наполняя ее всё новыми внутренними токами. Впечатление свежести, изначальности, усиливается средствами тембра – введением необычных инструментов, обновляющих оркестровую палитру. Музыка, лишенная драматической напряженности, тем не менее, звучит насыщенно: длительные выдержанные гармонии постоянно усложняются, наполняются полифоническим плетением голосов, обновляется тембровая атмосфера.
Чтобы дать некоторое представление об этой музыке, назову несколько уместных, на мой взгляд, музыкальных ассоциаций:
Начало «Дафниса и Хлои» Равеля. Только гармонически более изощренно и с более медленным развертыванием. Начало второй части «Весны Священной». Медленные разделы «Предварительного действа» Скрябина-Немтина. Особенно те разделы, где звучат солирующие вокальные голоса (например – истаивание перед заключительной кульминацией в финальной части).
Или словами Даниила Андреева:
Это – в высотах, доныне безвестных
Для нас,
Она, наклонясь, озирала
Пространства земные
И думала: где бы
Коснуться земного впервые.
…………
Глубже и глубже вникала, входила
В дикое лоно.
Диких озер голубое кадило
Мягко дымилось туманом…
По склонам
Духи Вайиты на крыльях тяжелых,
В мареве взмахивая, пролетали…
Ложе баюкали Ей стихиали
В поймах и долах.
Полночью пенились пазори в тучах,
В тучах над тихою, хвойною хмарью…
Хвойною хмарью, пустынною гарью
Пахло на кручах.
Бед неминучих
Запах – полынь!..
На лесных поворотах
Дятлы стучали… Ветры качали
Аир на дремных болотах.
О среднем разделе я уже сказал – это прорыв инфрафизики, сначала не очень заметной рядом с разлившейся уже симфонией света, а затем завладевающей всем звуковым пространством, принимающей угрожающие масштабы.
Третий раздел симфонии: преодоление тьмы Светом, захватывающее симфоническое разрастание, воодушевление Светом, ослепительная кульминация, и затем – постепенное растворение, опрозрачнивание, развеивание светлых звучаний.
Здесь в музыке, еще явственней, чем в начале симфонии, проявился ее русский колорит. Сергей Жуков блестяще справился с задачей, над которой бьются с переменным успехом многие композиторы: вписать звучание фольклорного материала внутрь партитуры, сохранив его тембровую и интонационную характерность, соединив эту характерность со сложностью современного интонационного языка. Трудность еще и в соединении разных драматургических логик: профессиональная музыка стремится гибко передать градации напряженности, даже заострить и артистически подать спады и подъемы напряжения, а фольклор тяготеет к статичному пребыванию на избранной высоте. Здесь же композитору удалось достичь убедительного единства: несколько отрывков разного темпа и энергетической заряженности очень органично нашли свое место на разных участках симфонического нарастания, не разрушили непрерывности развития, а внесли в него свой воодушевляющий импульс.
В целом симфония состоялась. Не побоюсь сказать: из всего, что до сих пор появилось в искусстве «по следам Андреева», эта симфония стала самым крупным явлением. Композитор подтвердил, что это только первая часть задуманного большого цикла, так что будем ждать продолжения. _________________ О, сколько их на полях!
Но каждый цветёт по-своему –
В этом высший подвиг цветка!
Басё
|
|
| К началу темы |
|
 |
Maler

Зарегистрирован: 12.02.2008 Сообщения: 289 Откуда: Владикавказ-Железнодорожный
|
Добавлено: Вт Ноя 10, 2009 11:00 pm |
|
|
Женя, спасибо за развернутый комментарий к симфонии, прочитав который захотелось ее послушать. Существуют ли какие-нибудь записи с концерта или репетиций? Крайне сожалею, что не смог... |
|
| К началу темы |
|
 |
Е. Морошкин

Зарегистрирован: 09.09.2007 Сообщения: 146 Откуда: Москва
|
Добавлено: Вт Ноя 10, 2009 11:13 pm |
|
|
Концерт записывался, я видел и снимающих на видео. На следующей неделе буду у Жукова - возможно, он разрешит выложить запись в сети. _________________ О, сколько их на полях!
Но каждый цветёт по-своему –
В этом высший подвиг цветка!
Басё
|
|
| К началу темы |
|
 |
Е. Морошкин

Зарегистрирован: 09.09.2007 Сообщения: 146 Откуда: Москва
|
|
| К началу темы |
|
 |
Антон Москалёв
Зарегистрирован: 13.09.2007 Сообщения: 1056 Откуда: Россия, Москва
|
Добавлено: Вс Фев 07, 2010 11:04 pm |
|
|
Прослушал. К сожалению так и не понял удалось ли композитору дойти до Навны или он где-то застрял на половине пути. Самой Навны в симфонии на мой слух нет.  |
|
| К началу темы |
|
 |
Sergey
Зарегистрирован: 07.09.2007 Сообщения: 5400
|
Добавлено: Вс Фев 07, 2010 11:07 pm |
|
|
| AntonNM писал(а): | | Прослушал. К сожалению так и не понял удалось ли композитору дойти до Навны или он где-то застрял на половине пути. Самой Навны в симфонии на мой слух нет |
Те же ощущения.
Вот в "Князе Игоре" Бородина есть. А здесь саундтрек к Некрополису в героях меча и магии...  _________________ Сергей
|
|
| К началу темы |
|
 |
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|
Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий
|