Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Монас

Зарегистрирован: 14.08.2009 Сообщения: 225
|
Добавлено: Сб Окт 10, 2009 2:06 am Ориген: приглашение к беседе |
|
|
Самый "срединный" и таинственный из платоников Александрийской школы. Единственный христианин среди её самых известных представителей (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл, Ипатия) - и один из наиболее "языческиобразных" философов среди христиан.
Какие стороны учения Оригена выглядят наиболее неприемлимыми для христианской ортодоксии?
В какой степепи каждая из сторон - "языческая" и христианская - можем считать его своим? Или нам следует признать, что мудрость, заложенная в его работах, принадлежит нам в равной степепи превыше всех искусственно установленных барьеров?
Что Вы лично знаете об Оригене, повлияла ли его философия на становление Вашего мировоззрения?
Я буду слушать Ваши мнения и искать вместе с Вами, потому что я нахожусь на начальном этапе знакомства с его творчеством и, скорее всего, здесь есть те, кто разобрался в учении Оригена куда лучше меня... а там и я, даст Бог, подоспею! )
ПС: я здесь не нахожу такую тему, но, быть может, глаза подвели. Если заданная тема уже существует, конечно, пусть модераторов не затруднит удалить этот пост и ткнуть автора носом в соответствующий раздел. _________________ "... Я
целовала мраморные плиты, плакала и любила его за то, что больше никто на
земле не любит его и не молится ему -- за то, что он умер. С тех пор я
больше никому никогда уж так не молилась." (Д. Мережковский, "Воскресшие Боги").
|
|
К началу темы |
|
 |
Ахтырский

Зарегистрирован: 07.09.2007 Сообщения: 6989
|
Добавлено: Сб Окт 10, 2009 4:19 am |
|
|
Монас писал(а): | Какие стороны учения Оригена выглядят наиболее неприемлимыми для христианской ортодоксии? |
Он - первый "переводчик" христианского благовестия на язык греческой философии. Учение о Троице - разработал, насколько я понимаю, он, а потом онот корректировалось. Элементы (не он сам!) его учения осуждены в 6-м веке (при том самом Юстиниане). Прежде всего - учение о предсуществовании души. Учение о всеобщем спасении так и не было осуждено - его поддерживал, в частности, если не ошибаюсь, Григорий Нисский. Что изменилось в учении о Троице - у Оригена был иерархизм, позднее была утверждена идея о "равночестности", равнодостойности лиц Троицы. А еще - он оскопил себя, чтобы не быть в плену страстей, а эта практика была в итоге осуждена.
Добавлено спустя 6 минут 14 секунд:
Мистерия разыгрывается в каждой встрече одного человека с другим, и ее ничем не скрыть. Ну разве если этим людям так хочется - но специально это делать не то что незачем - напротив, ангелы бы возликовали бы. И никакими письменами это не открыть.
Добавлено спустя 5 минут 2 секунды:
Монас писал(а): | Единственный христианин среди её самых известных представителей (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл, Ипатия) - и один из наиболее "языческиобразных" философов среди христиан. |
Отнюдь. Не единственный. Великие каппадокийцы (Василий Великий. Григорий Богослов и - в особенности - Григорий Нисский), Максим Исповедник, да и Дионисия Ареопагита Вы уже упоминали... А на Западе - Иоанн Скот Эриугена, например... Что же такое "языческиобразные" - не ведаю. Сообразно мысли многих Отцов Церкви - Платон, Аристотель и т.д. были своего рода "христианами до Христа", людьми, чей разум был просвещен предвечно существующим Логосом. _________________ War is Over
|
|
К началу темы |
|
 |
Монас

Зарегистрирован: 14.08.2009 Сообщения: 225
|
Добавлено: Сб Окт 10, 2009 11:29 am |
|
|
Ахтырский
Благодарю Вас.
Ахтырский писал(а): | Учение о Троице - разработал, насколько я понимаю, он, а потом онот корректировалось. |
Учение о Троице не собственность христианства, но, я полагаю, Вы писали именно в контексте темы.
Ахтырский писал(а): | Что изменилось в учении о Троице - у Оригена был иерархизм, позднее была утверждена идея о "равночестности", равнодостойности лиц Троицы |
Штучка вполне в духе той формы платонизма, что существовала в его время и повлияла на него.
Ахтырский писал(а): | А еще - он оскопил себя, чтобы не быть в плену страстей, а эта практика была в итоге осуждена. |
Мне представляется, что это злая сплетня, пущенная его противниками и основанная на том глубоком аскетизме, которому он был предан.
Ахтырский писал(а): | Не единственный. Великие каппадокийцы (Василий Великий. Григорий Богослов и - в особенности - Григорий Нисский), Максим Исповедник, да и Дионисия Ареопагита Вы уже упоминали... А на Западе - Иоанн Скот Эриугена, например... Что же такое "языческиобразные" - не ведаю. Сообразно мысли многих Отцов Церкви - Платон, Аристотель и т.д. были своего рода "христианами до Христа", людьми, чей разум был просвещен предвечно существующим Логосом. |
Мною говорилось конкретно об Александрийской школе и периоде первых веков новой эры. "Великие каппадокийцы" многому научились у Порфирия. Некоторые полагают, что имено он виновник того вида учения о Троице, в котором оно представлено у этих отцов. Интересно, что он скажет, если мы и по данной теме предоставим ему слово, хотя и памятуя о том, что он являлся оппонентом христиан:
" Некоторые, желая, вместо того чтобы отвергнуть жалкие иудейские писания, найти решение их, обратились к нескладным и несоответствующим (тексту) толкованиям, которые не столько служат оправданию чужих писаний, сколько приносят одобрение и похвалу их собственным. Хвастливо заявив, что ясно сказанное у Моисея представляет собою иносказания, и окружая их благоговением, как оракулы, полные скрытых тайн, они навязывают свои толкования, заглушив в своей ереси способность суждения.
Основоположником этого вида нелепости был весьма прославившийся человек, с которым и я встречался еще в молодости, пользующийся еще и теперь известностью за оставленные им сочинения,- Ориген; он в большой чести у учителей этого направления. Он был слушателем Аммония, который больше всех сделал для успеха философии в наше время. От этого учителя он получил большую пользу в смысле научной подготовки, но в отношении правильности выбора жизненного пути он пошел по направлению, противоположному от него. Аммоний, будучи христианином и воспитанный в христианской семье, когда стал мыслителем и философом, вернулся к законному образу жизни; Ориген же, будучи эллином и получив эллинское образование, сбился на дерзостное учение варваров. Отдав ему всего себя и продав ему свои способности ученого, он в личной жизни жил, как христианин и в беззаконии, а в своих воззрениях на общественные дела и богословие остался эллинствующим, приспособляя к эллинским взглядам чуждые им мифы. Он никогда не расставался с Платоном и хорошо был знаком с сочинениями Нумения, Крония, Аполлофана, Лонгина, Модерата, Никомаха и прославленных пифагорейцев. Он пользовался также книгами стоика Херемона и Корнута. Ознакомившись с их методом объяснения греческих мистерий, он применил его к иудейским писаниям. " _________________ "... Я
целовала мраморные плиты, плакала и любила его за то, что больше никто на
земле не любит его и не молится ему -- за то, что он умер. С тех пор я
больше никому никогда уж так не молилась." (Д. Мережковский, "Воскресшие Боги").
|
|
К началу темы |
|
 |
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|
Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий
|