Хильдегарда Бингенская {Hildegard von Bingen} 1098-1179 , аббатисса созданного ею же женского монастыря.
материал из Википедии
Дочь богатых родителей, с детства стала получать видимые знаки своей исключительности: её посещали мистические видения, она впадали в транс и, по-некоторым источникам, общалась с Девой Марией.
Богатые семьи того времени часто отдавали одного из своих детей в монастырь или на Богоугодную деятельность. Считалось, что таким образом, остальные члены семьи, будут охраняемы его молитвами.
Монастырская жизнь того времени была достаточно богатая и популярная, поэтому недостатка желающих попробовать себя на этом поприще не было.
Участь маленькой Хильдегарды была решена задолго до её совершеннолетия.
Впрочем, это полностью совпадало и с её внутренним желанием.
За небольшое время она прошла путь от послушницы до аббатиссы ею же созданного женского монастыря на берегах Рейна, где и прошла бОльшая часть её долгой (83 года) жизни.
Монастырь до настоящего времени не сохранился, зато "Рейнская Сибилла" (пророчица, визионерка), как Хильдегарду называли её современники, стала одной из интереснейших фигур мировой истории.
Трудно сказать КЕМ она была - проще КЕМ НЕ БЫЛА...
Аббатисса
Теолог
Философ
Поэтесса
Мистик
Визионер
Композитор
Врач-медик
Художник
Знаток камней
Это не совсем полный список сферы интересов Хильдегарды.
Её труды по медицине и камням переиздаются до сегодняшнего дня, являются классическими и изучаются в университетах.
Как теолог она, в своём времени, была наравне с ведущими философами и теологами-мужчинами, и последние считались с её религиозными воззрениями.
Её картины (скорее - рисунки, они находятся в манускриптах её творений) наполнены таким мистическим сакральным смыслом, что могут - даже сейчас! - вообще перевернуть понятия о христианской символике!
Приверженцы живой этики и Елены Блаватской с восторгом находят в них иллюстрации своих идей.
Её стихи входят в золотой фонд всемирной литературы и издаются отдельными изданиями на многих (теперь и на русском, кажется) языках.
Её христианская литургическая поэзия обращена к Церкви, как к женскому началу и к Святой Урсуле, покровительнице и утешительнице женщин.
Они наполнены мистицизмом и духовным откровением, равно как и её картины.
Ею созданный женский монастырь близ Бингена стал прибежищем и спасением для гонимых женщин - там они находили защиту от бесправных посягательств сильной половины человечества.
Таким образом, Хильдегарда была первой в истории Христианской истории носительницей идеи социального равноправия женщины.
И вот, только в конце 70-х годов 20го (!) столетия, Хильдегарда покорила Западный мир ещё раз - и теперь с новой стороны своего безграничного таланта.
Открытие её музыки просто перевернуло историю музыкознания.
За тридцать лет после этого революционного явления издано уже под сотню дисков с её музыкой по всему миру и неоспоримо признано её переломное положение в истории музыкальной культуры.
Более того! Именно от неё идёт история авторской музыки - ведь до 11 века авторство композитора оставалось анонимным. И именно Хильдегарда впечатала в историю музыки первое имя композитора.
Вопреки расхожему взгляду о композиторе-мужчине, именно женщина стала первым известным композитором Христианского времени.
В её музыке, в основном литургической, совместились традиционная для Грегорианики молитвенная медитация с силой эмоций, не типичной для того времени.
Её Литургическая драма "Игра Сил" (Ordo Virtutum) - христианская философская притча о блудной ДОЧЕРИ ( женский вариант притчи о блудном сыне), совращённой дьяволом, а после раскаявшейся и возвращённой с радостью в Лоно Церкви - одна из первых (если не первая!) в истории опера.
И это за 5 столетий(!) до официального рождения оперы!
К настоящему времени, Хильдегарду успели обработать в электронном виде - Richard Souther. Vision: The Music of Hildegard von Bingen.
Получилось что-то типа Энигмы.
А также, квартет Кронос, порадовал слушателей своими арранжировками её хоралов.
Я узнал о Хильдегарде совершенно случайно, и был несказанно поражён...
Музыка Хильдегарды Бингенской
Hildegard Von Bingen - O Ecclesia |