Валерий Скурлатов об инаугаруционной речи Обамы
В прямой трансляции смотрел инаугурационную речь нового американского президента Барака Обамы, у некоторых она вызвала отторжение из-за якобы явного популизма, у других - умиление из-за подчеркнутой семейности церемонии. Не всем, видимо, понравилось и само ораторское исполнение, в котором не хватало ударных моментов и заготовленных апофеозов. Я же попробовал понять ту систему ценностей, которая стоит за композицией и формулировками речи. Ведь кризис экономики сопряжен с кризисом субъектности, ибо сама экономика порождена метаболизмом и направленностью субъектности. Ясно, что направленность субъектности выражается в её «системе ценностей».
Естественен акцент на традиционные ценности «протестантской этики», этого исходного духовного «кода» современной цивилизации и соответственно современной экономики. Но какая конфигурация ценностей предлагается для преодоления кризиса и в перспективе для посткризисного мира? Над этим вопросом бьются ведущие интеллектуалы мира.
Барак Обама начал с фразы – «Я стою здесь сегодня, пораженный масштабностью стоящих перед нами задач». Далее цитирую в выдержках, тем более что речь тщательно готовилась-склеивалась в гармонии нескольких ведущих тем, отследим нашу субъектную.
Новый американский президент Барак Обама с супругой Мишель на Инаугурационном балу 21 января 2009 года
«Очень часто присягу приходилось принимать в условиях, когда собирались тучи и ревела буря. В эти моменты Америка продолжала идти вперед - не только благодаря опыту и дальновидности власть предержащих, но и благодаря тому, что Мы, народ, сохраняли преданность идеалам наших предков и верность нашим основополагающим документам.
Так было. Так должно быть и впредь - с нынешним поколением американцев. Сейчас совершенно ясно, что мы в центре кризиса. Наша страна находится в состоянии войны против широко раскинутой паутины насилия и ненависти. Наша экономика серьезно ослаблена, что стало следствием алчности и безответственности некоторых людей, а также нашей неспособности сделать непростой выбор и подготовить нацию к новой эпохе. Люди теряют дома и работу, несет потери бизнес. Наша система здравоохранения слишком дорогостояща. Наши школы обманывают ожидания слишком многих людей, и каждый день приносит все новые свидетельства того, что использование нами энергоресурсов так, как мы это делаем сейчас, укрепляет наших противников и угрожает нашей планете».
Первым делом, как видим, Барак Обама критикует американское перепотребление как главную причину кризиса и как главное отклонение от традиционной «протестантской этики» производственного самопревозвышения и потребительского самоограничения.
«Мы остаемся молодой нацией, но, говоря словами Священного Писания, пришла пора оставить в стороне ребячество. Настало время вновь подтвердить стойкость нашего духа, сделать выбор в пользу нашей лучшей истории, понести вперед этот драгоценный дар, эту прекрасную идею, передаваемую из поколения в поколение, этот богоданный обет: что все равны, все свободны, и все заслуживают права получить свой шанс на полную меру счастья. Подтверждая величие нашей нации, мы понимаем, что величие никогда не является чем-то данным и непреходящим. Его необходимо заслужить. На своем пути мы никогда не срезали углы, никогда не соглашались на меньшее. Это путь не для малодушных - не для тех, кто предпочитает отдых работе, кто ищет лишь радостей богатства и славы. Это путь для тех, кто идет на риск, кто творит и созидает. Кто-то из них добивается славы, но чаще всего это мужчины и женщины, незаметные в своей работе, но ведущие нас по длинной и неровной тропе к процветанию и свободе».
Далее Барак Обамы подчеркивает ценность субъектности как способности отряхнуть с ног своих тенета сущего и принять вызов судьбы и саможертвенно обрести достойную долю:
«Для нас это те, кто собрал свои немногочисленные пожитки и отправился за океан в поисках новой жизни. Для нас это те, кто в тяжелых условиях тянул свою лямку, кто переселялся на Запад, кто терпел под ударами хлыста и пахал твердую землю. Для нас это те, кто сражался и умирал в таких местах, как Конкорд и Геттисбург, Нормандия и Кхе Сан. Эти мужчины и женщины боролись, жертвовали собой и работали до кровавых мозолей, чтобы мы могли жить лучше. Они видели в Америке нечто большее, чем сумму наших личных амбиций, нечто более великое, нежели различия по рождению, богатству или принадлежности. Сегодня мы продолжаем этот путь. Мы остаемся самой процветающей и могущественной страной на Земле. Наши рабочие сегодня не менее продуктивны, чем в начале кризиса. Наши умы не стали менее изобретательными, наши товары и услуги не стали менее востребованными, чем на прошлой неделе, в прошлом месяце или в прошлом году. Наш потенциал не уменьшился. Но время сохранения устоявшегося порядка вещей, защиты узких интересов и откладывания неприятных решений - это время, вне всяких сомнений, закончилось. Начиная с сегодняшнего дня, мы должны собраться, стряхнуть пыль и снова начать работать над обновлением Америки.
Куда бы мы ни бросили взгляд, предстоит много работы. Состояние экономики требует действий, действий смелых и стремительных. И мы будем действовать - не только для создания новых рабочих мест, но и в целях закладки нового фундамента для развития. Мы будем строить дороги и мосты, линии электропередач и цифровой связи, которые питают нашу торговлю и связывают нас воедино. Мы вернем науке то место, которое принадлежит ей по праву. Мы овладеем чудесами технологий для повышения качества здравоохранения и снижения затрат на него. Мы покорим солнце, ветер и землю, чтобы дать топливо нашим машинам и запустить наши заводы. Мы преобразуем наши школы, колледжи и университеты, чтобы они соответствовали требованиям нового времени. Мы можем все это сделать. И мы сделаем это.
Есть люди, которые подвергают сомнению наши масштабные устремления. Они говорят, что наша система не выдержит слишком большого количества планов. Но у них короткая память. Дело в том, что они забыли, чего уже добилась наша страна, чего могут добиться свободные люди, когда творческому воображению сопутствует общность цели и потребность в мужестве».
Опыт преодоления предыдущих кризисов, и прежде всего опыт модернизационных прорывов свидетельствует, что успеха добиваются те общества, в которых нешкурная власть является не дубиной низового предпринимательства, как в путинской РФ, а его помощником и партнером. Разрозненность усилий бизнеса и власти, индивидов и фирм – залог неудачи. Государство координирует и контролирует, в то же время воспринимая индивидов и корпорации не только как равноправных партнеров, но и как своих хозяев и контролеров власти. Не «вертикаль власти», пригвождающая бизнес, а «общественный договор» между властью и бизнесом, подотчетными друг другу:
«Циники не понимают, что почва под ними колеблется - что мы слишком долго были поглощены устаревшими политическими спорами, которые больше не имеют силы. Сегодня мы задаем вопрос не о том, насколько велика или мала наша государственная власть, а о том, действует ли она, помогает ли она людям в поиске работы с приличной зарплатой, оказывает ли она доступные услуги, выплачивает ли она достойные пенсии. Если ответ на этот вопрос утвердительный, то мы будем двигаться дальше. Если ответ отрицательный, программы будут свернуты. А те из нас, кто распоряжается деньгами общества, будут призваны к ответу - чтобы средства тратились с умом, чтобы они отказались от своих дурных привычек и занимались делом при свете дня - ибо только так мы сможем восстановить столь важное доверие между людьми и властью.
Перед нами не стоит вопрос о том, к каким силам относится рынок - добра или зла. Его возможности по созданию богатства и расширению свободы не имеют себе равных. Но кризис напомнил нам, что без бдительного ока рынок может выйти из-под контроля - и что страна не сможет долго преуспевать, если она покровительствует только преуспевающим. Успех нашей экономики всегда зависел не только от объема нашего валового внутреннего продукта, но и от пределов досягаемости нашего благосостояния, от нашей способности предоставить шанс каждому желающему - не из милосердия, а потому что это самый верный путь к нашему общему благу».
Приоритет субъектности предполагает святость прав человека, а Всеобщая Декларация прав человека (1948) – квинтэссенция современного субъектного мира. Барак Обама подчеркнул, что ни в коем случае нельзя поступаться субъектностью ради безопасности и давать каким-либо органам безопасности («чекистам») верховенство над гражданами:
«Что касается нашей общей обороны, то мы отвергаем выбор между нашей безопасностью и нашими идеалами, называя его неверным. Наши отцы-основатели, лицом к лицу сталкивавшиеся с такими бедами и опасностями, которые нам трудно даже представить, составили хартию для утверждения власти закона и прав человека, хартию, которая прирастала кровью многих поколений. Эти идеалы по-прежнему освещают мир, и мы не откажемся от них ради сиюминутных выгод. Поэтому мы говорим всем остальным народам и государствам, которые сегодня смотрят на нас - от самых величественных столиц до маленькой деревни, где родился мой отец: знайте, что Америка - это друг всех наций, всех мужчин, женщин и детей, которые стремятся жить достойно и в мире; знайте, что мы снова готовы пойти впереди.
Вспомните, что предыдущие поколения противостояли фашизму и коммунизму не только при помощи ракет и танков, но и при помощи прочных союзов и стойких убеждений. Они понимали, что мы не сможем защитить себя одной только силой, и что эта сила не дает нам права делать всё, что заблагорассудится. Они знали, что наша сила увеличивается, если использовать ее разумно и осмотрительно; что наша безопасность основана на справедливости нашего дела, на силе нашего примера, на прочных достоинствах сдержанности и смирения.
Мы являемся хранителями этого наследия. Вновь руководствуясь этими принципами, мы можем смело встретить угрозы, которые требуют от нас еще больших усилий, еще большего взаимодействия и взаимопонимания между народами. Мы будем с ответственностью уходить из Ирака, передавая его в руки иракского народа, а также крепить мир в Афганистане, который достался нам с таким трудом. Вместе со старыми друзьями и бывшими врагами мы будем неустанно работать над тем, чтобы уменьшить ядерную угрозу и дать обратный ход процессу потепления планеты. Мы не будем просить прощения за наш образ жизни, мы будем без малейших колебаний защищать его. А тем, кто пытается добиться своих целей, насаждая страх и безжалостно убивая ни в чем не повинных людей, мы говорим: наш дух становится всё сильнее и его нельзя сломить; вы не сможете нас пережить, и мы вас разгромим.
Ибо мы знаем, что наше разнообразное наследие - это преимущество, а не недостаток. Мы нация христиан и мусульман, иудеев и индуистов, а также атеистов. Наша нация сформирована всеми языками и всеми культурами, пришедшими к нам со всех концов Земли. А так как мы попробовали горькое пойло гражданской войны и сегрегации, так как вышли из той мрачной эпохи более сильными и едиными, мы не можем не верить в то, что старая ненависть когда-то пройдет; что межплеменные грани скоро сотрутся; что поскольку наш мир становится все более тесным, наше общее человеколюбие проявит себя; и что Америка должна сыграть свою роль и возвестить о новой эпохе мира».
Барак Обама сформулировал также позицию США по отношению к странам, в которых низы из-за шкурной позиции верхов повержены во фрустрированное состояние и низовая субъектность находится под ударом фанатиков и опричников:
«Для мусульманского мира мы стремимся найти новый путь продвижения вперед, основанный на взаимных интересах и взаимном уважении. Тем лидерам со всего мира, которые пытаются посеять семена конфликта или обвиняют во всех бедах своего общества Запад, мы говорим: знайте, ваш собственный народ будет судить о вас не по тому, что вы разрушили, а по тому, что вы сумели построить. Тем, кто удерживается у власти благодаря коррупции, обману и подавлению инакомыслия, мы говорим: знайте, что вы не на той стороне истории; но мы протянем вам руку, если вы решите разжать кулак.
Народам бедных государств мы говорим: мы обещаем работать с вами плечом к плечу, чтобы ваши фермы процветали, чтобы текла чистая вода, чтобы накормить голодные рты и поддержать изголодавшиеся умы. А тем народам, которые, подобно нашему, живут в относительном достатке, мы заявляем: мы не можем больше мириться с безразличием к страданиям за пределами наших границ; мы не можем также потреблять мировые ресурсы, не думая о последствиях. Ибо мир наш изменился, и мы должны измениться вместе с ним».
И, продолжает Барак Обама, - «В данный момент - момент, который станет определяющим для целого поколения, мы все должны проникнуться этим духом. Дело в том, что наша страна в конечном итоге полагается не только на то, что может и должно делать государство, но и в равной степени на веру и решимость американского народа. Ибо через этот мрачный период нас проведет та доброта, с которой человек приглашает к себе незнакомца, когда вода прорывает дамбы; то бескорыстие, с которым рабочие соглашаются на сокращение рабочего дня, лишь бы их друзья не потеряли работу. И судьбу нашу в конечном итоге определяет мужество пожарного, бегущего по заполненному дымом лестничному пролету, а также готовность родителей вынянчить и воспитать ребенка».
Наконец, композиционная кульминация речи – о протестантской системе ценностей, которую нынешний кризис побуждает обновить:
«Перед нами могут возникнуть новые задачи. Новыми могут быть и средства, при помощи которых мы эти задачи решаем. Но те ценности, на которых основывается наш успех - трудолюбие и честность, храбрость и готовность играть по правилам, терпимость и любознательность, преданность и патриотизм - это ценности старые. И истинные. Это та тихая сила, которая ведет нас вперед на протяжении всей нашей истории. И теперь необходимо лишь вернуться к этим истинам. Нам сейчас нужно начать новую эпоху ответственности, а также осознать - осознать каждому американцу - что у нас тоже есть обязанности: перед собой, перед нашей страной и перед миром. И мы должны брать на себя эти обязанности не нехотя, а с радостью, твердо зная, что ничто не приносит такого удовлетворения нашей душе, ничто так не формирует наш характер, как полная самоотдача при решении трудных задач.
Такова цена, которую должен платить гражданин, таков обет, который он должен давать.
В этом источник нашей уверенности - знание того, что Господь призывает нас самим вершить свою неопределенную судьбу.
В этом значение нашей свободы и наших убеждений - именно поэтому мужчины, женщины и дети всех рас и вероисповеданий могут вместе праздновать и радоваться на этой великолепной аллее. Именно поэтому человек, чьего отца всего пятьдесят с небольшим лет назад могли не обслужить в ресторане, стоит сейчас перед вами и принимает самую священную присягу.
Поэтому давайте отметим этот день воспоминаниями о том, кто мы есть, и как далеко мы прошли. В тот год, когда родилась Америка, небольшой отряд патриотов ютился у гаснущих походных костров на берегах замерзшей реки. Столица была оставлена. Враг наступал. Снег был испачкан кровью. В момент, когда возникли наибольшие сомнения в исходе нашей революции, отец нашей нации приказал вслух читать людям такие слова:
"Пусть узнает будущий мир: что посреди зимы, когда не в состоянии выжить ничто, кроме надежды и доблести: город и деревня, встревоженные одной общей опасностью, выступили ей навстречу".
Америка. Перед лицом наших общих опасностей, в эту зиму наших невзгод, давайте будем помнить эти вечные слова. Давайте вновь с надеждой и доблестью выступим навстречу ледяным потокам и пересилим все предстоящие бури. Пусть скажут дети наших детей, что, подвергшись испытаниям, мы не отказались прекратить свой поход, что мы не повернули вспять, не дрогнули, что устремив взгляды в горизонт, осененные благодатью Божьей, мы несли вперед этот великий дар свободы, и благополучно передали его грядущим поколениям.
Спасибо.
Благослови вас Господь. Боже, благослови Соединенные Штаты Америки».
Не сказал бы, что инаугурационная речь Барака Обамы – популизм. Отталкиваясь от нынешнего кризиса и нацеливаясь на его преодоление и на желаемый образ посткризисного мира, новый американский президент апеллирует к обновлению субъектности, к возрождению её выраженных в «протестантской этике» исходных ценностей и в приспособлении их к реалиям глобализирующегося постиндустриального общества. _________________ Спой о том, как в даль идут корабли Не сдаваясь буре. Спой о том, что ради нашей любви Весь этот мир придуман.
(слова Л. Дербенева, музыка М. Дунаевского, исполняет М. Боярский)
|