Святые заступники: Брахма Нарада, Архангел Гавриил Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011)

Три вещи не возвращаются: выпущенная стрела, сказанное слово и упущенная возможность.
(Арабская пословица)

 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Святые заступники: Бодхисаттва Гуаньинь, ангел

Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.

"Даниэль Штайн, переводчик" - роман в русле РМ
На страницу Пред.  
1, 2 [Всё]

 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Искусства -> Литература
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Яник



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 6136
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пт Фев 06, 2009 8:52 pm   

Да, хороший рассказ про Св. Франциска.
Alta писал(а):
Так что что-то неладно в Датском королевстве.
Но что-то в этом и аримойско-оптимистичное есть.

Alta писал(а):
Кажется люди с серьезной потребностью в организованной религии, как раз хотят строгости и исключительности.
Каким-то холодом от этого сквозит.
Я, Alta, не понял Вашей оценки отдельно:
- потребности в религии;
- потребности в организованной религии;
- строгости;
- исключительности.
Напишите, плз.


_________________
Сегодня самый лучший день:
пестреют флаги над полками:
Сегодня самый лучший день.
сегодня битва с дураками.

С уважением
Яков
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Alta



Зарегистрирован: 29.09.2008
Сообщения: 2518

СообщениеДобавлено: Пт Фев 06, 2009 10:02 pm   

Яник писал(а):
Я, Alta, не понял Вашей оценки отдельно:
- потребности в религии;
- потребности в организованной религии;
- строгости;
- исключительности.
Напишите, плз.

Яник, я сама-то не очень понимаю Smile
Shhh (ш-ш!)


_________________
А Баба-Яга против!


Последний раз редактировалось: Alta (Чт Май 05, 2011 5:46 pm), всего редактировалось 1 раз
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Владимир



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 2631
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Апр 03, 2009 6:05 pm   

Многие читали К.С. Льюиса, Г.К. Честертона, П.Г. Вудхауса, Дороти Сэйерс в талантливейших переводах Натальи Леонидовны. Едва ли не больший вклад она внесла, исправляя чужие переводы. Некоторые могли слышать её беседы в храме Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке, в Общедоступном университете, основанном о. Александром Менем, на радио "София".

На 81-м году жизни, после 9 лет выстаивания в борьбе с раком, она скончалась, отпевание завтра.


Я не раз бывал на её беседах. Всякий, взглянув в её глаза, понял бы, что человек необычный. Иногда - о смирение заслуженного человека! - она выступала перед 3-4, да и те перебивали или спрашивали о ерунде. Её стиль парадоксальный, это не беллетристика. Много эссе можно почитать в библиотеке о. Якова Кротова. Позвольте одно из них, небольшое, повторить тут. Оно написано меньше года назад, мне кажется, нам оно близко.

Наталья Трауберг писал(а):
КАМЕНЬ
С любезного разрешения автора Я.Кротову, 5.2008

Недавно я с удивлением заметила, что стала разделять свои статейки на что-то вроде главок – 1, 2, 3... Надеюсь, что причина – не в том, что я, сверху вниз, пасу народы. Во всяком случае, мне кажется, что довело до этого стремление к ушам. Что ни скажи – спасибо, если поступят просто наоборот. Обобщая, приведу притчу. Как-то Владимир Андреевич Успенский слушал-слушал рассуждения о том, кто – "за Улицкую", кто – "за Малецкого" (http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2007/5/ma15.html), и внес поправку: нет, не так; "кто против Улицкой" и "кто против Малецкого".

Эту глухую стену партийности я и пытаюсь раскрошить своими уточнениями. Почти никогда ничего не выходит. Однако попробую еще раз, причем именно об упомянутых писателях. Сравнительно невольный каламбур названия огорчает и меня, но как-то уж так подумала.


1.

Роман о Даниэле Штайне ответил на такую сильную потребность, что примерно год его даже толком не ругали. Коту ясно, что Л.Е. подставилась, как только могла. Стараясь объяснить и показать, насколько важна ОРТОПРАКСИЯ, она самым простодушным образом устраняет знакомый перекос в сторону жестокой ортодоксии. Заметить и обличить догматические ошибки так легко, что я, например, в самом начале написала очень маленькую статейку и назвала ее "На минном поле". Однако я ошиблась. Если кто что и заметил, он это скрыл. Книга оказалась поразительно нужной, минимум – по двум причинам. Сперва попытаюсь рассказать о той, которая мне кажется хорошей.

Опять прибегнем к притче. Когда-то, в 70-х, была выставка византийской мозаики – такие репродукции вроде плакатов. Мы отправились туда с недавно крестившейся барышней. Она походила, посмотрела и воскликнула: "Жизни нет от этих Пантократоров!"

Ее беспощадность ликов огорчила. Многих она, что хуже, радовала. Помню, я рассказывала приятелю, что литовские священники строго постукивают по стенке конфессионала, когда кающийся слишком долго говорит. Он подпрыгнул от восторга. Во второй половине 60-х сложилось маленькое сообщество, человек пять, просто упивавшиеся жестокостью исторических конфессий – кто каких, только бы не милость. Ее ошибочно связывали с советским гуманизмом, хотя где его нашли, я не знаю.

Помню я и то, как Аверинцев шел по тогдашней улице Горького и причитал: "Ну как убедить NN, что милосердие не противопоказано христианству?" Убедить не удалось; скажем, этот самый NN объяснял, что казнить Чаушеску лучше, чем дать приют Норьеге и Хоннекеру (заметьте, не "одобрить" их, а дать приют, да еще в церкви). Когда собеседник не согласился, NN прибавил: "Знаете, мы иначе относимся к смерти". – "К своей!" – завопили мы, но тщетно.

Если этих притч недостаточно, стена стоит, как стояла, и дальше читать не стоит. Смысл их такой: люди устали выворачивать себя, примиряясь с тем, что Бог беспощаден, а мы должны Ему в этом подражать. И правда, можно ли, при мало-мальски живой душе, долго выдерживать что-то прямо противоположное истине?

Соответственно, читать о милостивом и сострадательном христианине – очень большая радость. Действительно, глоток воды или воздуха. Удивительно ли, что такого пастыря считают "камнем", который ложится во главу угла?


2.

Как известно, у зла нет "бытийственного статуса". Само оно есть, но – вроде дыры на экране, когда загорелась пленка. Любая гадость – искажение чего-то хорошего. Настойчивые напоминания о беспощадности Бога – крайне искаженное сообщение о том, что он ясно видит и пылко ненавидит грех. Слова вроде "ненависть к греху и любовь к грешнику" пропитали такой фальшью, что их и вспоминать неприятно, но ничего не попишешь – это правда.

Если трудно заметить что-то в Евангелии, посмотрим на отца Брауна. Зло он обличает прямо и резко, а людей почти всегда просто уводит от возмездия, заменяя его попыткой пробить уши самым мирным, необидным образом, обычно беседой. Выйдет, как с Фламбо, – прекрасно; не выйдет, как с Калоном ("Око Аполлона") - ужасно, однако других возможностей нет. Ни привычной теперь аномии ("ах, все едино, все правы!.."), ни беспощадности фарисеев с каменьями Спаситель не допускает. Получается примерно так: сперва Он предупреждает, обращаясь и ко всем, и к каждому; потом – жалеет и лечит нас, уже только по отдельности.

Когда примерно в начале 70-х в Церковь пошли те, кто считал себя интеллигентами, они, как и все люди падшего мира, легко попали под "закон готтентота". Пишу "они", а не "я" только потому, что меня ввели в Церковь очень рано добрые и мудрые женщины. Вместе со сведеньем "есть Бог" я получила странную систему ценностей, где суровы – к себе, милостивы к другим, "нежного слабей жестокий", и тому подобное. Здесь речь идет не о том, хорошо ли я этому следовала, – конечно, плохо; но я знала, что так говорит Бог.

Неофит 70-х не всегда это знал. Главный закон падшего мира быстро облегчал задачу: к другим – беспощадность, к себе – вседозволенность. Конечно, выражалось это на практике, в той самой "...праксии". Ортодоксия не очень страдала; орудовать цитатами нетрудно, тем более – ругать "неправильных". Но сейчас не стоит описывать способы удобных подмен, их и так описывают со времени пророков. Сказать я хочу о другом, более частном: книга о Даниэле Штайне оказалась чем-то вроде индульгенции для особой, очень мучительной, очень отталкивающей подмены. Писать о ней и больно, и стыдно. Примерно она сводится к тому, что мы всерьез считаем себя "хорошими христианами", даже элитой какой-то, прости, Господи. Изнутри этого не увидишь, извне – только послушайте "врагов"... Да, мы вводим в соблазн, и дело – не в наших социальных взглядах (скажем, в либерализме), а в самом простом самодовольстве, самохвальстве, из-за которого Христос сравнил фарисеев с лицемерами или (у Аверинцева) с лицедеями. Любой человек, ищущий правды, но смотрящий на нас со стороны, немедленно это замечает, и слава Богу.

Мне кажется, трогательный и милостивый рассказ о Божьем человеке становится камнем соблазна именно поэтому. Ну выбросим беседу с Папой или фразы о Непорочном Зачатии, "символ веры" – раздражение останется. Наверное, многие устали не только от хищных пантократоров, но и от смутного омута, где нет греха, нет вины, нет покаяния и искупления. Можно сравнить эти виды зла со Сциллой и Харибдой. Мы больше измучены первым, но те, кто намного моложе, достаточно хлебнули и второго. Да что там, зло распада есть всегда, при сколь угодно беспощадном режиме. (В церковной жизни его обычно меньше, но сейчас – хватает, особенно среди "интеллигенции" и богемы.)

Если это верно и раздражает именно дух наших самоуспокоенных тусовок, я ничего сказать не могу. Да, мир – такой, и мы, в основном, такие. Да, и Бог, и Даниил, все равно щадят нас и любят, но восхищаться самим этим духом, честное слово, не надо.


3.


Надеюсь, эти попытки пройти между Сциллой и Харибдой, по царскому пути, никому не причинят боли. Наверное, надеюсь я зря. Все-таки получается, что я, как Коржавин у Довлатова, обидела сразу полгорода. Может быть, как-то смягчит дело то, что именно "полгорода", а не отдельных людей, с их страданиями, беззащитностью и одиночеством".

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Alta



Зарегистрирован: 29.09.2008
Сообщения: 2518

СообщениеДобавлено: Пт Апр 03, 2009 6:49 pm   

Владимир писал(а):
Я не раз бывал на её беседах.

Володя, я только что совершенно случайно, залезши в чужую ЖЖ френдленту наткнулась вот на это:
http://ailoyros.livejournal.com/510928.html?style=mine
Большое спасибо за эту подборку (хоть она была и не нам - кстати, а что ж Вы такое на форум не поставили?) Многое как раз сегодня меня очень лично зацепило..

Добавлено спустя 16 минут 54 секунды:

Как прекрасно, что среди людей есть такие! И обидно, когда о них начинаешь думать только узнав об их уходе...

"Человек нуждается в любви. Но он никак не поверит, что его любят слабого, а не за силу."

...Это наверное так и есть...но все равно не понимаю


_________________
А Баба-Яга против!


Последний раз редактировалось: Alta (Пт Апр 03, 2009 9:08 pm), всего редактировалось 1 раз
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Владимир



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 2631
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Апр 03, 2009 8:53 pm   

Вначале собирался именно их и разместить, тем более что сборник (немного полнее, чем в ЖЖ) уже кое-кому слал, но потом наткнулся на приведённое выше эссе - можно сказать, про нас написанное. Выложу, сам только что перечитал - снова срезонировало! Признак настоящего слова.

Alta писал(а):
Цитата:
Человек нуждается в любви. Но он никак не поверит, что его любят слабого, а не за силу.

...Это наверное так и есть...но все равно не понимаю
Это так же трудно, как "сила Моя в немощи совершается" (другой перевод: 2 Кор 12.9 Но Он сказал мне: "Тебе достаточно Моей любви. Ведь сила сильнее всего проявляется в слабости".) Сила просто человеческая - и подлинная Сила, в которой сочетаются две воли и которая проявляется только тогда, когда человек уступает Богу, приветливо приглашает Его - и только тогда...

Наталья Леонидовна была несколько смущена, но смирилась с самиздатом. Мне было жалко забыть перлы, которыми пестрила её речь, народ в трапезной заливался от смеха, вот я и стал записывать.

Её слова звучат нестандартно, как-то нелинейно - наверно, заразилась от Честертона, которого очень любила, который её спас в сталинские времена. Да и вообще, она права, христианство ничуть не проще, чем дзэн, хотя его пережёвывание заметно обесвкусило. Но, как видим, соль есть.

Кстати, Наталья Леонидовна принадлежала к ордену доминиканцев-терциариев (мирян), что означает определённые обеты, а не конфессиональную принадлежность. В романе "Даниэль Штайн, переводчик" есть персонаж, списанный с неё.

Я благодарен ей ещё за то, что познакомился с авторами из знаменитой английской "семёрки", теперь для меня Толкин и Льюис - живые люди, а не просто популярные писатели. Настрока на человека помогает глубже понять текст, а уж из уст такого знатока и блестящего рассказчика - и тогда всё начинает занимать правильную перспективу.

Ещё пара цитат, на сей раз из заметки Толкин и непротивление…, хотя её и целиком прочитать недолго.
Цитата:
...Что касается обращения, то смотря куда обращаться. Мы же знаем, что обращения, начавшиеся в нач.60-х, но реально развернувшиеся уже в 70-х, в общем-то, к особенному христианству не привело. Оно привело к некой смеси тяги к сакральному, что дает любая религия, и острому ощущению запретов. Т.е. это будет что угодно минус Евангелие. Сейчас наше главное несчастье заключается в том, что религиозных людей много, а христиан как мало было, так мало и есть.

<...>

Простите, я задержу дискуссию, но расскажу притчу. Я лежала в больнице, и там были космисты. Я первый раз в жизни видела скопление космистов (Рерих,..).Они не знают никакого Толкина, просто кто-то где-то познакомился с какими-то неправдоподобно ключевыми брошюрами. Вот они воссоздают ровно то, что делают из Толкина: они собственными силами , в тяжелейшей болезни, дожидаясь операции и после нее, как-то приходя в себя, из подручного материала лепят тот мир, крайне дуалистический и совершенно суеверный, с крайним противлением злу, полным отсутствием смирения и какими-то еще штучками , насквозь языческими…Так что Толкин здесь совершенно не нужен. Что "душа по природе христианка" – это еще вопрос, но что душа по природе религиозна – это факт. И вот когда это долго вытаптывалось и за последние лет 30, когда остальные кумиры - языческие, не языческие, но свои, - совершенно расточились, люди стали лепить это. При этом они идут в церковь, а не куда-нибудь еще, потому что предполагается, что здешняя религия-это православие.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
filus



Зарегистрирован: 21.03.2009
Сообщения: 189

СообщениеДобавлено: Пт Апр 03, 2009 11:10 pm    Д. Штайн и брат Роже

Другой удивительный пример общины. Тоже печальная история -- братство Тезе во Франции. Я был там полтора года назад и видел, как несмотря на трагическую гибель брата Роже , организовавшего общину и возглавлявшего её в течение пятидесяти лет, погибшего от рук фанатички, его дело не только не заглохло, но получило новый импульс к развитию. Христианская молодежь мира находит там ответ на свои духовные запросы, а само движение представляется весьма органичным для вызовов 21 века.
На мой взгляд, дело Д.Штайна, к сожалению, не могло иметь продолжения по многим не только богословским, но и человеческим причинам. Дело брата Роже разрослось до десятков тысяч человек и это живая история.


_________________
Евгений : "Роза мира" столь эпохальное произведение, что оно рано или поздно будет востребовано человечеством. Но лучше раньше, чем позже.
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Владимир



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 2631
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Апр 06, 2009 11:52 am   

filus писал(а):
На мой взгляд, дело Д.Штайна, к сожалению, не могло иметь продолжения по многим не только богословским, но и человеческим причинам.
По каким, Евгений?
filus писал(а):
Дело брата Роже
http://taize.fr/ Есть и русская, и украинская страницы.

Нельзя не спросить себя, чем будут похожи и чем отличны РМ-встречи от собраний Тэзе.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
filus



Зарегистрирован: 21.03.2009
Сообщения: 189

СообщениеДобавлено: Вт Апр 07, 2009 7:47 pm    Извините за склонность к обобщениям

Владимир, приветствую Вас!
Многое в этом мире не проясняется, если не пользоваться понятием эгрегора, для эзотериков самоочевидным. Д.Штайн, в отличие от брата Роже, в своих
помыслах и устремлениях сильно задевал мощнейший эгрегор иудаизма. Последний, до поры до времени, ещё терпел вероотступника, но не позволял создать ему достаточно значимый круг сторонников. Не думаю, что в обозримом будущем у Д.Штайна появятся серьёзные последователи.
В попытке объяснения можно обойтись и без эзотерики, если следовать принципу, согласно которому любая идея может стать реалистичной, если при своем осуществлении будет виртуозно избегать нарушения чьих-то интересов, а, напротив, будет преобразовывать чужие интересы в собственные. На такое способна только сильная незаурядная личность, обладающая не только стратегическим, но и тактическим мышлением, склонная успешно учиться на своих неизбежных ошибках. Среди людей, которые умели это делать можно , вспомнить Ганди, Рузвельта, папу Иоанна-Павла П. В России на наших глазах смещается в верном направлении весьма неоднозначное, для большинства и для меня в том
числе, совершенно неприемлимое, учение Виссариона.
С уважением, Евгений А.


_________________
Евгений : "Роза мира" столь эпохальное произведение, что оно рано или поздно будет востребовано человечеством. Но лучше раньше, чем позже.
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Искусства -> Литература Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  
1, 2 [Всё]
Страница 2 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий