|
Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.
|
| Предыдущая тема :: Следующая тема |
| Автор |
Сообщение |
Яник

Зарегистрирован: 07.09.2007 Сообщения: 6136 Откуда: Санкт-Петербург
|
Добавлено: Сб Июн 07, 2008 6:50 am |
|
|
| Фёдор Синельников писал(а): | | Если Митя должен был совершить отцеубийство в романе для того, чтобы не произошло революционных потрясений в России? |
В этом утверждении сквозит излишняя прямолинейность. Имхо Митя должен был совершить отцеубийство в романе не для этого, а чтобы все было правильно, все шло своим чередом, все шло согласно Божесвенному замыслу, каковой нам не постичь. Т.е. будут ли революционные потрясения или нет - это не Митина и не Зосимина забота. И даже не Достоевского. Задача Достоевского - все "правильно" описать, а Митина и Зосимина - "правильно" действовать внутри романа.
А читатели эту "правильность" могут оценить только иррационально, только с эстетических позиций.
| Polina Brown писал(а): | | И еще: не знает ли кто-нибудь, где бы прочитать план для продолжения "Братьев Карамазовых"? |
Нигде нельзя. Только из авторского предисловия, намеки в письмах и в воспоминаниях современников. _________________ Сегодня самый лучший день:
пестреют флаги над полками:
Сегодня самый лучший день.
сегодня битва с дураками.
С уважением
Яков
|
|
| К началу темы |
|
 |
Фёдор
Зарегистрирован: 25.09.2007 Сообщения: 1701
|
Добавлено: Пн Июн 16, 2008 3:27 pm |
|
|
| Polina Brown писал(а): | Фёдор Синельников писал(а):
христианство не предполагает повторения опыта Иисуса. Сама идея об этом традиционному христианскому сознанию покажется кощунственной.
Федор, а где об этом можно прочитать? Я слышала это неоднократно, но не из церковных источников. Мне кажется, христиане стремяться быть похожими на Иисуса. |
Христианская идея того, что Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом, предполагает обожение только за пределами этого мира - либо в райской действительности, либо в эсхатологической перспективе. Никогда она не предполагала того, что человек может пережить опыт телесного воскресения, тождественный опыту Иисуса Христа.
Кстати, замечу, что фраза "Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом", в оригинале выглядит не совсем так, как ее приводят (нечто аналогичное можно наблюдать в случае с "Верую, потому что абсурдно", которую Тертуллиан никогда не писал).
Фраза, которую приписываю св. Афанасию, вероятно, принадлежит Маркеллу Анкирскому (которого впоследствии анафемствовали): "Логос и Сын Отчий, соединившись с плотью, стал плотью и человеком совершенным [...] чтобы мы все стали сынами Божиими, наподобие Сына Божия". В том же духе высказался и Григорий Богослов: "Мы стали сотелесниками и общниками Христу, чтобы и человек стал Богом истинно, и Бог стал человеком истинно".
Идея подражания Христу (Imitacio Cristi) действительно было распространена среди западных мистиков. Пожалуй, наиболее яркий пример - Франциск Ассизский. Но никто из христианских святых не претендовал на главное действо Иисуса - телесное воскресение в этом мире. Именно об этом Опыте я писал.
В произведениях Андреева мы встречаем персонаж, который был буквально одержим этой идеей - Адриана Горбова. Особое посмертие переживает и Верховный Наставник в "ЖМ" - он покидает сферу видимой телесности не умерев.
| Polina Brown писал(а): | | Мне кажется, что Алеша и Паисий ждали чудес вместе после смерти Зосимы потому, что они были подвержены первому соблазну - ожиданию явного чуда, доказывающего рентабельность их веры. Видимого вознаграждния, так сказать. Вместо того, чтобы возлогать надежду на Бога, хотели от Него доказательств. То же и с Адрианом Горбовым. Алеша освобождается, получив внутреннее доказательство. | А освобождается ли Алеша? Его дальнейший путь, как он был задуман Достоевским, совсем не означает, что Алеша освобождается от соблазнов. Просто на место ожидания воскресения или, по крайней мере, нетленности (как заменителя воскресения) Зосимы приходит иной соблазн - насильственного изменения этого мира через революционную деятельность.
Точно так же мы ничего не знаем о дальнейшем пути Адриана Горбова. Да, он отказался от замысла серти и воскресения. Но значит ли это, что он не будет идти путем того же Алеши? Только вместо революционной террористической деятельности Адриан может выбрать путь построения Розы Мира, которая получит в свои руки неограниченную власть над планетой.
Добавлено спустя 1 минуту 58 секунд:
| Яник писал(а): | | В этом утверждении сквозит излишняя прямолинейность. | Сквозит. Здесь я, конечно же, упростил, даже вульгаризировал твою идею. |
|
| К началу темы |
|
 |
PB
Зарегистрирован: 12.09.2007 Сообщения: 468
|
Добавлено: Ср Июн 25, 2008 8:30 pm |
|
|
| Фёдор Синельников писал(а): | | Христианская идея того, что Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом, предполагает обожение только за пределами этого мира - либо в райской действительности, либо в эсхатологической перспективе. Никогда она не предполагала того, что человек может пережить опыт телесного воскресения, тождественный опыту Иисуса Христа. |
Это так. Но я никогда не слышала и не читала в церковных источниках, что пытаться воскреснуть кощунственно. Скорее это выглядит абсурдно. Так же как и мысль вроде "я это могу".
| Фёдор Синельников писал(а): | | А освобождается ли Алеша? Его дальнейший путь, как он был задуман Достоевским, совсем не означает, что Алеша освобождается от соблазнов. Просто на место ожидания воскресения или, по крайней мере, нетленности (как заменителя воскресения) Зосимы приходит иной соблазн - насильственного изменения этого мира через революционную деятельность. |
Может, и не освобождается. А может, поймет вместе с Колей, который, в отличии от Ракитина, его полюбил, чего стоят такие изменения. Наоборот, мне кажется, текст намекает на то, что Алеша скорее этого соблазна избегает.
У меня нет возможности сейчас рыскать по письмам и дневникам в поисках описания планов писателя. Яник, не мог бы ты рассказать, какое там планировалось продолжение?
Федор, не пора ли выложить всю работу? |
|
| К началу темы |
|
 |
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|
Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий
|